Дождались: Николай Фердинандов и Армандо Реверон в Москве!

Константин Сапожников
10 Сентября 2012г.
К.Сапожников в телевизионной программе популярного венесуэльского краеведа Каремиса (Карлоса Эдуардо Мисле), посвящённой книгам о Н. Фердинандове. 29 ноября 1988 г.
Долгожданное и радостное событие: в Москве, в Третьяковской галерее открывается выставка, посвящённая двум художникам – русскому Николаю Фердинандову (1886-1925) и венесуэльцу Армандо Реверону (1889-1954).

Они встретились и сдружились в 1919 году в провинциальном по тем временам Каракасе. «Русо» – так звали венесуэльские друзья Фердинандова - не мог не обратить внимания на своеобразный многообещающий талант Реверона, который в то время находился на творческом перепутье, нуждался в поддержке, не только профессиональными советами, но и материальной. Такую поддержку «непрагматичный» Армандо получил от «Русо». И самый главный совет в своей жизни: творить повседневно, без оглядки на художественную моду, повинуясь только своей интуиции и стремлению к полной самореализации. Именно так и поступил Реверон. Он соорудил на берегу Карибского моря дом из валунов, выброшенных морем на берег. Индейская девушка Хуанита, ставшая женой художника, стойко решала повседневные бытовые проблемы. Конечный результат отшельнического труда Реверона, поставившего целью перенести на холст слепящий тропический свет, - сотни картин и графических произведений. Он стал знаковой фигурой не только венесуэльского, но и латиноамериканского искусства.

Когда я приехал корреспондентом АПН в Каракас в 1983 году, имя Армандо Реверона звучало в эфире постоянно. Венесуэла умеет ценить своих творцов. В Национальной картинной галерее (GAN) для его произведений был выделен зал, издавались роскошные монографии, посвящённые его творчеству, по телевидению показывали документальные фильмы о нём. Коллекционеры платили за работы Реверона огромные деньги: ни один венесуэльский художник не котировался так высоко. При такой огромной популярности Реверона для искусствоведов оставалась загадочной личность и жизненная траектория его «учителя и наставника» (по оценке самих венесуэльцев) русского художника Николая Фердинандова, жившего в Каракасе на рубеже 20-х годов прошлого века. Писали о том, что он, вероятно, принадлежал к видному аристократическому роду России, был вхож в придворные круги, и, предчувствуя приближение революции, покинул Россию. Писатель Ромуло Гальегос написал роман «Чужестранец» (El Forastero), в одном из героев которого узнаётся Фердинандов, но - в облике загадочного эмиссара революционеров-заговорщиков. Эта биографическая неопределённость и расплывчатость «образа» Николая Фердинандова заинтриговала меня, побудила начать поиски, пройти по следу художника в Венесуэле, на Кюрасао, США и России.

Представление книги "El Ruso" 27 октября 1988 г. в Национальной художественной галерее (GAN). Слева направо: корреспондент АПН К.Н.Сапожников, Посол СССР в Венесуэле В.М. Гончаренко, директор GAN Мишель Ариас Бернард.

Итогом этих разысканий стали биография художника «El Hombre del País de las Nieves Azules» («Человек из страны голубых снегов», 1986) и антология публикаций венесуэльских авторов о нём «El Ruso» (1988), изданные АПН в Венесуэле. Сейчас я с теплотой вспоминаю о тех, кто в Каракасе «эпохи холодной войны» помогал мне в поисках: Альфредо Бультон, Хуан Лискано, Альфредо Армас Альфонсо, Эдуардо Мачадо, Хесус Мануэль Суберо, - список можно продолжать и продолжать. Знаменитый муралист Габриэль Брачо написал предисловие к биографии, поразив меня своей формулой «ferdinandov del universo». Брачо попал в самую точку. Такие люди, как Фердинандов, уникальны, они бесстрашно устремляются к горизонту и становятся первооткрывателями далёких земель и незнакомых культур. Они прорываются в неведомые прежде края, и те связи, которые они устанавливают, со временем становятся символическими не только на межчеловеческом, но и на государственном уровне.

Работа Н.Фердинандова "Богучар. Слобода Журавка." Пастель, картон, 1907 г.

В Москве неоценимую помощь я получил от Татьяны Васильевны Фердинандовой, вдовы младшего брата художника, и Татьяны Владимировны, его племянницы. Они откликнулись на публикацию моей статьи «Зажигающий маяки» в газете «Советская культура» (27.07.85). Надо ли говорить, что мы стали друзьями. Они показали мне места, связанные с жизнью художника в Москве, поделились реликвиями. Их воспоминания о художнике и обстоятельствах его московской жизни включены в расширенный (пока неопубликованный) вариант биографии Николая Фердинандова на русском языке. Уже тогда, в конце 80-х, в АПН возникла идея организовать выставку художника в Москве. Идею поддержали тогдашний директор GAN Мишель Ариас Бернард и зам. председателя правления АПН Карен Хачатуров. Но подошла к концу моя командировка. Новый корреспондент, прибывший на замену, заниматься этим делом не захотел, так всё и заглохло с выставкой. На 24 года!

И всё-таки приятно, что нынешние исследователи творчества Реверона в Венесуэле оперируют достоверными, а не мифологизированными сведениями о Фердинандове. АПНовские книги о нём стали раритетными. К сожалению, попытка переиздания биографии с новыми материалами на испанском языке через GAN завершилась ничем. Директор (ныне уволенный) находился во «внутренней оппозиции» к боливарианскому режиму и потому критически относился ко всему русскому, ведь Россия поддерживает Чавеса! Зато Фердинандов стал персонажем в художественном фильме Диего Рискеса «Реверон» (май 2011 г.). Роль Фердинандова сыграл известный актёр и писатель Луис Фернандес. Он постарался предельно романтизировать личность русского художника. Будем надеяться, что это только начало в кинематографическом освоении перспективной темы. «Русо» в компании с Ревероном и другими друзьями-художниками и писателями начала 20-х годов XX столетия вернётся на киноэкраны Венесуэлы во всём многообразии и обаянии своей личности.

Николай Фердинандов, 1913 г. Для сравнения: Луис Фернандес в роли Фердинандова в кинофильме "Реверон", 2011 год.

Не может не радовать, что посол Боливарианской республики Венесуэлы в России Уго Хосе Гарсия Эрнандес является поклонником творчества Фердинандова. Его доклад о русско-венесуэльских связях, недавно прочитанный в Санкт-Петербурге, является примером бережного отношения к знаковым моментам взаимодействия и взаимопроникновения наших культур. Не сомневаюсь, что именно посол стал инициатором этой выставки в Москве, организатором события, с которым можно поздравить всех российских и венесуэльских ценителей прекрасного.

Выставка будет открыта с 14 сентября по 11 ноября 2012 года. Адрес: Лаврушинский переулок, дом 12, Инженерный корпус, 3-й этаж.
Поделиться
Ссылка скопирована!