23 Марта 2005 г.
Tiwy.com
Жесткая критика чилийской модели пенсий в США
Президент США Д. Буш объявил реформу пенсионной системы одним из приоритетов своего второго пенсионного срока. В связи с этим в стране развернулось массовое обсуждение этой реформы. В январе в газете «The New York Times» была опубликована статья известного журналиста Ларри Ротера (Larry Rohter), в которой он подверг критике намерение администрации Буша внедрить в США чилийскую модель пенсионной системы.

Чилийская модель пенсионной системы была внедрена в жизнь в мае 1981 года и обрела известность в мире как альтернатива государственной пенсионной системе.

В США, как и в большинстве регионов мира, демографическая ситуация ведет к росту числа людей пожилого возраста, что влечет за собой проблемы в их пенсионном обеспечении. Собираемые с работников социальные налоги, ставка которых в США составляет около 12 с половиной процентов от зарплаты, уже сегодня с трудом покрывают текущие выплаты пенсионерам. По правительственным прогнозам, к 2018 году поступлений в систему социального страхования уже не будет хватать на текущие выплаты, а к 2042 году накопленные ею резервы будут полностью исчерпаны.

Президент США в своих выступлениях не раз говорил о необходимости реформирования пенсионной системы и, как образец, называл чилийский опыт – создание частных пенсионных фондов, в которых у будущих пенсионеров будут свои персональные счета, куда работники смогут отчислять до трети своих социальных налогов. Таким образом, существенную часть забот о старости граждан государство перекладывает на их собственные плечи.

В связи с этим американский журналист напомнил, что большинство чилийцев не довольны той системой, которую им навязал военный режим, и требуют от правительства возврата к системе государственных пенсий.

Чилийский опыт показал, что новая система рассчитана на трудящихся со стабильно высокими доходами, занятыми в государственном или частном секторах экономики, пенсионные отчисления которых производятся работодателем в обязательном порядке в размере 10% от общего размера зарплаты работника. Граждане, не имеющие постоянного источника дохода, или занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью в неформальном секторе экономики, находятся вне данной системы, как правило, не имеют каких-либо пенсионных гарантий со стороны государства и могут рассчитывать лишь на вспомогательную пенсию (около 60 долларов США).

Кроме того, по подсчетам чилийских экономистов, около 50% лиц, отчислявших средства в частные пенсионные фонды, после двадцати лет работы «не накопили» даже на гарантированную государством минимальную пенсию (около 120 долларов).

Интересно также и то обстоятельство, что чилийские военные, навязавшие в начале 1980-х годов своим согражданам нынешнюю пенсионную модель, сами остались в прежней, столь критикуемой ими по сей день, государственной системе пенсионного обеспечения.

Ротер напомнил, что и сами чилийские власти понимают недостатки сложившегося в стране пенсионного обеспечения. Так министр труда и социальной защиты Чили Риккардо Солари в беседе с журналистом признал необходимость глубокой реструктуризации существующей пенсионной системы. Также в статье напоминается о том, что в Чили накануне принятия новой системы пенсий существовала благоприятная экономическая ситуация, позволившая государству поддержать создававшиеся частные пенсионные фонды. У США в настоящее время такой возможности нет. Существующий сегодня огромный дефицит бюджета является серьезной угрозой американской экономике.