23 Января 2006 г.
Tiwy.com
Эво Моралес: Мы здесь, чтобы изменить нашу историю
Эво Моралес: Мы здесь, чтобы изменить нашу историю
В Боливии принял присягу президент-индеец Эво Моралес. Инаугурация новоизбранного президента проходила в два этапа. В священном для коренных народов страны месте – религиозно-церемониальном комплексе с тысячелетней историей Тиванаку (Tiwanaku) - 21 января прошло посвящение 46-ти летнего Моралеса в президенты по индейскому ритуалу. Четверо жрецов из поселков боливийского альтиплано провели церемонию духовного очищения и энергетической «подпитки» президента, родившегося в скромной хижине родителей-аймара в поселке Оринока в 400 км от Ла-Паса. Ни дождь, ни ледяной холод альтиплано не стали помехой церемонии, за которой наблюдали тысячи сторонников нового президента.

Вторая – традиционно-протокольная церемония – прошла 22 января в Национальном конгрессе. Здесь на грудь Эво Моралеса была надета президентская лента и вручены атрибуты президентской власти, включая жезл командующего вооруженными силами страны.

Президент выступил с продолжительной эмоциональной речью, в самом начале которой предложил почтить минутой молчания память индейских вождей прошлого, Че Гевары и других революционеров, погибших за счастье народа этой богатой, но исторически обездоленной страны.

В выступлении Эво Моралес изложил свою программу действий, в которой четко указал на смену экономического курса. Неолиберальная экономика прежних правительств привела к жесточайшему социально-экономическому кризису Боливии, еще большему обнищанию народа, разграблению естественных ресурсов, бесконтрольному вывозу капиталов. Фактически Моралес назвал прежний неолиберальный курс преступлением против народа и государства, особенно тогда, когда «приватизаторы» (свои и заграничные) пытались «прихватизировать» даже источники питьевой воды. Как подчеркнул Моралес, именно это привело к быстрому политическому взрослению народных масс, к отторжению коррумпированной элиты, сотни лет хозяйничавшей в Боливии.

Моралес объявил о созыве в августе 2006 года Конституционной ассамблеи, которая должна будет подготовить новый проект Основного закона страны. Проект будет выдвинут на всенародное обсуждение. Новая Конституция страны снимет все дискриминационные ограничения прошлого и расчистит боливийскому народу дорогу к подлинно демократическому и социально справедливому государству.

Среди многих проблем, затронутых Моралесом, прозвучала тема наркотрафика, борьбы с этим злом. Моралес снова сказал, что его правительство готово к диалогу с Вашингтоном, готово к сотрудничеству в этой сфере, но не за счет боливийских крестьян-кокалерос, для которых выращивание этой древней, святой для индейцев, сельскохозяйственной культуры – главное средство выживания. «Кокаин, - сказал Моралес, - это занесенное к нам извне явление, и бороться с ним нужно сообща».

На церемонии Эво Моралес, по своему обычаю был одет в «неформальную одежду» без галстука. Даже ради столь торжественного случая он не изменил себе. Его речь внимательно выслушали приехавшие на инаугурацию гости: президенты Лула (Бразилия), Кирчнер (Аргентина), Чавес (Венесуэла), Лагос (Чили) и другие. Испанский принц Филипп занимал среди них почетное место.

Нет сомнения, что президент Эво Моралес в ближайшие месяцы и годы не раз даст повод говорить о нем и его реформах. В зале Национального конгресса присутствовали не только его друзья-соратники из партии Движение к социализму и представители индейских организаций, но были и принципиальные враги-оппозиционеры, которые два года назад изгнали Моралеса из парламента по ложным обвинениям в причастности к наркотрафику, терроризму и подрывной деятельности. Именно тогда Моралес поклялся вернуться в Национальный конгресс и сделать все возможное, чтобы реформировать, модернизировать свою родную страну, добиться для нее более справедливого социального устройства.

Эво Моралес стал первым высшим руководителем-индейцем в Латинской Америке. Более 500 лет потребовалось для этого «исторического реванша» после кровавой конкисты, организованной испанской короной и католической церковью. Тогда были безжалостно уничтожены члены императорских династий майя, инков и других народов, вожди-касики и их семьи.

Но Моралес не воспринимает свой приход к власти в Боливии как реванш, как возможность «расквитаться» за исторические обиды. Нет, он мечтает о прогрессе, демократии и свободе для всех боливийцев без исключения. Девиз его жизни: «Служить народу, а не жить за его счет!» Именно поэтому Моралес наполовину сократил свое «президентское жалование» и отказывается поселиться в официальном президентском доме в фешенебельном районе Сан-Хорхе. Он никогда не будет изображать из себя «респектабельного политика», облачаясь в дорогостоящие костюмы и нанизывая на пальцы золотые кольца. Чиновники-коррупционеры предчувствуют, что «индио» не позволит наживаться за счет страны и народа.

Странно и обидно читать в некоторых печатных и электронных СМИ России высокомерные статьи с «подтекстом белого расового превосходства» о «неотесанном индейском мужлане», пренебрегающем протоколом и одевающемся в «один и тот же свитер» ценой в 10 долларов. Некоторые выражения ангажированных российских «экспертов» в адрес Моралеса звучат не так безобидно. Ему, крестьянскому сыну, бедняку, стараются прилепить «этикетки» «плантатора коки» и «кокаинового президента». Не вызывает сомнения, что ими используются зады «черной пропаганды», разработанной в лабораториях информационно-психологической войны, которую Соединенные Штаты все более активно ведут против левоцентристских правительств на латиноамериканском континенте.

В истории Боливии открыта новая страница. Перемены, которые ожидают эту страну, безусловно, скажутся и на процессах, происходящих в других странах Латинской Америки, особенно там, где преобладает индейское население. Так что, вполне возможно, индейских президентов в ближайшем будущем станет больше.