30 Января 2008 г.
Tiwy.com
Куба и «смердяковы»
Игорь Слисаренко, Украина

Так случилось, что уважаемая мной газета «День» из-за невольной последовательности опубликованных статей двух авторов оказалась среди тех, кто, как кажется, никак не дождется смерти кубинского лидера Фиделя Кастро.

Сначала Ю. Райхель («День», 25.12.07) сообщил нам, что «Команданте уходит». То, что Кастро не вечен, - никогда не было секретом. И он первым охотно шутил по этому поводу еще до сложной операции летом 2006-го – как правило, по случаю очередного сообщения Госдепа США либо о якобы прогрессирующей болезни Паркинсона, либо о якобы раке... «О моей смерти столько говорят, что когда я умру, в это никто не поверит», - эта острота Кастро в разговоре с Диего Марадоной в ноябре 2005 г. облетела всю мировую прессу. Я специально акцентирую внимание на датах и источниках, поскольку Ю. Райхель этим себя не
обременяет, когда, например, утверждает, что Фидель «в молодости считал себя скорее фашистом, с восторгом читая соответствующую литературу». Неужели сам Райхель заглядывал тогда будущему команданте через плечо?

После Ю. Райхеля не оставило равнодушным «Наследие Кастро» и В. Каспрука («День», 15.01.08). Этот автор уже несколько лет ждет смерти Фиделя: свидетельством этому - его уже пожелтевшая публикация также в «Дне» (15.08.06).

Сразу отмечу, что это право кого бы то ни было - не любить Кастро, критиковать его и осуждать. Более того, от назойливой критики кого-то из Украины его мировое реноме вряд ли пострадает (вспомните известное: «Врач, исцелись сначала сам»). Но объясню, почему статьи упомянутых авторов я осмеливаюсь называть литературно публицистическим выражением «cмердяковщина».

Вспомните этот персонаж из «Братьев Карамазовых» Достоевского – Павла Федоровича Смердякова. И его пресловутое, цитирую по оригиналу: «Хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».

В статьях Райхеля и Каспрука очевидно явное презрение к Кубе и ее народу потому, что тот - о горе! - почему-то не спешит в «неолиберальный рай», циничное отрицание всего хорошего, даже образцового, что есть на Кубе. Так, Райхель прописывает кубинцам «резкую ломку в сознании подавляющего большинства граждан, привыкших к государственному патернализму». А Каспрук удивляется: «Вряд ли можно считать, что кубинцы - самые трусливые люди в мире (...) Единственное, что они могли делать в сложившейся ситуации - это массово бежать с «острова Свободы» (15.08.06). И за то ему спасибо, что в свеженькой публикации он не повторил оскорбительных выпадов, которыми изобиловала его публикация в интернет-издании «Вовремя» в мае 2007 г., среди которых такой: «Любят изображать себя жертвами могущественного гиганта, поставившего целью «задушить» маленькую страну и ее сплоченный народ, но, приглядевшись повнимательнее, едва ли вы увидите жертв. На Кубе нет сплоченного общества. Это, скорее, ничем не примечательное государство...»

Подобные выражения, сомнительный фактаж (к чести авторов, они иногда таки употребляют вводное «по слухам») не вызывают желания полемизировать с Райхелем или Каспруком. Разве что поинтересоваться, а был ли кто-то из них на Кубе, какими источниками о событиях на Кубе они пользуются? А этими строками я хотел бы только очертить ключевые, по моему убеждению, пункты для дальнейших размышлений читателей, поиска большей информации и выработки собственных оценок. А то каждый из них заслуживает отдельной научно-публицистической статьи с многочисленными цифрами и обширным цитированием.

Прежде всего, о жертвах, над которыми цинично насмехался Каспрук. В октябре прошлого года Генассамблея ООН уже в 16'й раз потребовала от США прекратить экономическую, торговую и финансовую блокаду Кубы, которая продолжается с 1962 г. За это проголосовали 184 государства мира. Против - только США, Израиль, Маршалловы острова и Палау (по другим публикациям того же Каспрука очевидны его симпатии к США и Израилю, которых он считает все же жертвами без кавычек со стороны «мирового терроризма»). Куба подсчитала, что за все время блокады она понесла ущерб на $90 млрд. С трибуны ООН министр иностранных дел Перес Роке не раз называет эту блокаду «геноцидом». И это не выглядит преувеличением, поскольку США блокируют поставку на остров не только продуктов питания, но и медикаментов. Поэтому жертвы, которых не видит Каспрук, - это конкретные люди, умирающие из-за отсутствия лекарств.

Другая сторона дела. Казалось бы, настоящий либерал должен был бы осуждать блокаду и требовать снятия ограничений в торговле. Вместо этого североамериканское правительство (согласно пресловутому закону Торричелли-Хелмса-Бертона) наказывает не только американские, но и компании третьих стран за торговлю с Кубой (в «черном списке» таких десятки). Настоящий либерал и правозащитник должен был бы выступать за народную дипломатию и возмутиться ограничением права американских граждан на свободу передвижения, ведь им запрещено посещать Кубу и покупать ее товары (но десятки тысяч американцев это
сознательно нарушают). На днях полторы тысячи деятелей американского шоу-бизнеса подписали письмо правительству с требованием снять запрет на культурное сотрудничество с островом - среди них Шон Пенн, Денни Гловер, Гарри Белафонте).

Если бы Каспрук и Райхель пообщались с кубинцами на самой Кубе и честно рассказали об этом, то вышло бы, что кубинцы вовсе не боятся выражать несогласие и критиковать своих лидеров, уклад и состояние дел. Как у нас все знают, что делать в футболе, так и все собеседники точно знают рецепты экономического чуда. Но - что интересно - даже наиболее ярые неолибералы не хотят лишаться социальных гарантий, высокого уровня образования и здравоохранения. И когда им рассказываешь о гайдаровско-чубайсовских реформах и их последствиях, они очень огорчаются и призадумываются...

Во всяком случае, и мы можем поразмыслить над тем фактом, что в мировом индексе человеческого развития ООН (на основании показателей продолжительности жизни, образования вместе с показателем уровня дохода) Украина заняла 76-е место. А Куба - 51 е.

Кубинский социализм не является чем-то застывшим или догмой, неточное цитирование которой тянет на ересь и репрессии. Возврат к модели, существовавшей вплоть до свергнутого в 1959 г. Батисты, никого не привлекает - все помнят не только пропасть между бедностью и богатством, но и систему как расового, так и социального и имущественного апартеида (бедным и небелым запрещалось появляться в центре Гаваны). Идея многопартийных выборов также не выглядит привлекательной. «Когда-то было 100 партий, но все решало американское посольство» - это до сих пор популярная шутка. Сегодня Куба и без многопартийности находится в водовороте начатых прений о том, что делать и как делать. И без разделения на «маленьких кубинцев» и «элиту», которая бы обещала «маленьким» соблазнительный «кубинский прорыв».

Рауль Кастро на днях объявил о полученных 1,3 млн. предложений и потребовал от руководителей всех звеньев создать условия для свободного выражения критики: «Мы согласны с теми, кто считает избыточным количество запретов, которые когда- то были правильными и справедливыми, а теперь они больше вредят». Те, кто знает кубинское художественное кино, подтвердят, что уже несколько лет наиболее популярной там темой является критика бюрократии и ее порядков.

О том, что на Кубе есть много такого, что можно и нужно критиковать, свидетельствуют частые основательные публикации и ее сторонников. Так, известный во всем мире профессор социологии Нью-Йоркского университета Джеймс Петрас в недавней статье «Куба: продолжающаяся революция и мировые
Противоречия» без реверансов указывает на проблемы, описание которых заняло не одну страницу.

Динамичное развитие туристической отрасли дало валюту, но в то же время породило разрыв в доходах населения (горничная в гостинице получает больше высококвалифицированного врача), питает коррупцию среди чиновников. Куба импортирует продовольствие, но имеет все возможности своими силами обеспечивать себя продовольствием. Страна экспортирует сырье, а нужно поставлять обработанную продукцию. Упадок общественного транспорта приводит к большим потерям рабочего времени.

Даже эти сторонники советуют Кубе ограничить внешнюю помощь, чтобы использовать сэкономленное для собственного народа. Но коллективизм и солидарность кубинцев (вполне естественные черты для островного народа), похоже, таки превратились в их качества в глобальном масштабе. Даже самый ярый противник Кастро не скажет вам что-то вроде того, что «украинцы объедают кубинцев», потому что Куба уже израсходовала сотни миллионов на лечение более 20 тысяч украинских детей, часто таких, которых в Украине считают безнадежными.

Куба никогда не требовала за это ни платы, ни экономических преференций, ни политических решений (известно, что некоторые страны за несравненно меньшую «гуманитарку» требовали от Украины конкретных для себя уступок). 30 тысяч кубинских врачей продолжают работать в забытых Богом уголках мира. Вы когда-нибудь слышали о том, что кто-либо из них прибежал в американское посольство, чтобы эмигрировать? Нет. В американское посольство можно свободно прийти и в Гаване, вот только переехать в США будет очень трудно – американцы выдают кубинцам очень ограниченное количество виз.

И последнее, относительно прогнозов Кубы после Кастро. Когда Фидель только перенес операцию в 2006 году, сын бывшего премьер-министра Канады Пьера Трюдо, философ и документалист Александр (известный больше как Саша) опубликовал статью под названием «Последние дни патриарха», в которой предсказывал: «И после его смерти кубинцы будут находиться под влиянием Кастро. Нравится им это или нет, но их и далее будут звать его голос, его вопросы, его бессмертный ум, которые будут требовать от них защищать неприкосновенность Кубы и побуждать их искать справедливость и прекрасное во всех вещах».

Правые в Канаде и США набросились на Сашу, обвиняя его в «возвеличении красного диктатора», но, что интересно, никто не стал отрицать его прогноз.

(Прислал Мануэль Лопес, manuellopez58@hotmail.ru)