29 Июня 2008 г.
Tiwy.com
Любовь в ритме кумбии. Мексиканский фильм победил в Москве.
«Кумбия нас связала» мексиканского режиссера Рене Вильяреаля («Cumbia Callera», Rene U. Villareal, 2007, México)
На 30-м Международном кинофестивале в Москве в конкурсе экспериментального авторского кино "Перспективы" победил фильм «Кумбия нас связала» мексиканского режиссера Рене Вильяреаля («Cumbia Callera», Rene U. Villareal, 2007, México).

В программе "Перспективы" было показано десять картин из России, Мексики, Китая, Тайваня, Великобритании, Японии, Испании, Аргентины, Финляндии и Дании. Жюри конкурса возглавил венгерский режиссер Янош Сас. В состав "судейской коллегии" вошли режиссер и продюсер Анна Меликян и директор Международного кинофестиваля в Софии Стефан Китанов.

Как сказал представитель оргкомитета фестиваля А. Плахов, в выборе фильмов для конкурса старались избежать однообразия. Главное требование - это должно быть актуальное кино, по форме — обязательно, по содержанию — желательно. По его мнению, сюжет мексиканского фильма, в принципе, не оригинален, технически он связан с движением видеокамеры героя, следующего за девушкой. Но покоряет в сюжете специфическая мексиканская визуальность неожиданно, экзотичность подачи эпизодов. К тому же это своего рода мюзикл. По началу этот фильм даже думали включить в основной конкурс.

Фильм мексиканского режиссера победил. Тем не менее, пристрастные российские кинокритики, ориентирующиеся на голливудские эталоны, не проявили доброжелательности к мексиканским творцам, не нашли теплых слов для оценки ленты. Для них это - «легкомысленная мелодрама», в которой «однотипные мелодии» сопровождают «многочисленные сцены, в которых герои «спариваются», причем «весьма неизобретательно и монотонно для латиносов».

Оставим на совести авторов подобную «критику», их откровенное нежелание вдуматься в замысел создателей фильма.

Рене Вильяреаль еще в 2005 году снял этот фильм в короткометражном формате по банальной для нынешней эпохи причине – отсутствии средств. Лента была с большим интересом встречена зрителями, победила на разных отечественных и международных конкурсах, что облегчило поиск спонсоров, давших денег на полнометражную ленту.

Снимался фильм в городе Монтеррей, где лет 30 назад прижилась колумбийская кумбия – традиционный фольклорный ритм Колумбии. Кумбия стала своей на окраинных улицах, где обитают маргиналы, и название получила местное – «Чолумбия», где «чоло» – это крестьянин-индеец. Музыкальные специалисты с незатихающим энтузиазмом рассуждают об этом феномене.

Действительно, один из главных героев – Нето - так увлечен съемкой на видеокамеру, что фиксирует с ее помощью все мало-мальски интересное, что происходит вокруг. Однажды к нему в кадр попадает девушка, сидящая на площади. Это Кори, ей 17 лет, а на площади она находится не просто так: она не сводит глаз с обувной лавки, в которой ее приятель Гуипири старается отвлечь внимание продавца, чтобы Кори успела в подходящий момент стянуть пару дешевой обуви. Вот эта юная воровка украла не только туфли, но и сердце Нето. Он следует за ней, снимает ее, делает ее героиней своих музыкальных клипов…

Создатели фильма сознательно пошли на максимальное сокращение диалогов (за что их упрекнула наша критика). Однако они отказались от характерного штампа, часто используемого на современном экране, звуковая дорожка не вторит драматическим эпизодам, а подчеркнуто контрастирует с их содержанием. Авторов можно понять. Зачем озвучивать то, что и так очевидно? Тем более что показывается жизнь самых простых людей, обычный любовный треугольник. Поэтому за кадром неизменно звучит оптимистичная музыка, наполняющая жизнь этих людей с бедняцких окраин.

Практически все роли исполняют непрофессиональные актеры, талантливые личности, обнаруженные на этих самых окраинах. Кори – Фернанда Гарсия Кастаньеда, Нето – Оливер Канту и Гуипири – Андул Самбрано.

"Мы снимали этот фильм со всей нежностью и со всей любовью к тем людям, которые не могут заявить сами о себе... Для меня это очень престижная награда и очень важный приз", - сказал Рене Вильяреаль, получая награду.

Можно добавить, что приз Московского кинофестиваля уже не первый у полнометражной версии фильма и, разумеется, не последний.

Нельзя не отметить, что победитель в этой номинации получает также 10 тысяч метров кинопленки на создание следующей работы. Рене Вильяроэль имеет шанс закрепить свой творческий успех.

Всего в Москве, в рамках фестиваля, было показано около 200 фильмов, из них 16 - в основном конкурсе. В состав жюри 30-го ММКФ, которое возглавила норвежская актриса Лив Ульман, вошел представитель Латинской Америки - чилийский режиссер Себастьян Аларкон. Показали в Москве и бразильский фильм, победивший в Берлине, — "Особый отряд" Жозе Падильи.

Закрывался фестиваль также латиноамериканской темой: фильмом Эмира Кустурицы «Марадона глазами Кустурицы».

Жаль, что это все, чем была представлена Латинская Америка и ее кинематограф. В последние годы он переживает самый настоящий бум, который можно сравнить с бумом литературным эпохи «магического реализма». Очень важно, что латиноамериканские кинорежиссеры нового поколения не тяготеют к коммерческому кино с «неолиберальным душком». Латинская Америка пострадала от реформ неолиберального толка, и ее нынешний кинематограф – яркое свидетельство того, что континент выздоравливает от навязанных ей схем «развития» и прозападных культурных «ориентиров».