1 Октября 2008 г.
Tiwy.com
Кубинская пятерка не одинока
Марина Коток, студентка V курса факультета социологии и права КГУ, Украина
Кубинская пятерка не одинока
По официальным данным, в тюрьмах США отбывают наказание около 2 млн. человек, по неофициальным – до 5 млн. Среди них находятся и пятеро Граждан Кубы, граждан с большой буквы, несправедливостью наказания которых возмущен весь мир и за освобождение которых идет борьба в более чем 100 странах планеты.

Положение кубинской пятерки в США – незавидное. Люди, осознавая весь риск, сознательно пошли на благородное дело – защиту своей страны и народа, а качестве награды получили тюремное заключение.

Правосудие в США сложно назвать таким уж беспристрастным и объективным, как это кажется на первый взгляд. Ведь если вопрос признания человека виновным ложится на плечи присяжных, повлиять на окончательное решение не так уж и сложно. Ведь часто можно сыграть на эмоциональном состоянии человека, да и любой факт можно представить в разном свете.

При этом действия кубинцев нельзя назвать самодеятельностью или необдуманным поступком. Ведь причиной таковых событий послужили бесчисленные теракты, вмешательства во внутренние дела Кубы, направленные на подрыв отраслей народного хозяйства страны, в частности, туристической, и другие акции, направленные на дестабилизацию внутри Кубы. Причем для достижения таких целей использовались любые методы и средства, не останавливало даже то, что в результате таких акций страдало или могло пострадать мирное население, в т. ч. дети. Поэтому Куба после нескольких неудачных попыток обратить внимание правительства США и мировой общественности на такие акции, решила защитить себя сама, в результате чего пятеро кубинских героев смогли передать информацию, которая помогла предотвратить несколько терактов, направленных против мирных кубинских жителей. И что же предприняло правительство США, которому пытались передать информацию о готовящихся акциях? В страхе рассекречивания связи властей с организацией и подготовкой террористических актов и их исполнителей, оно решили лишить кубинцев свободы.

Судебные процессы, на которых рассматривалось дело кубинской пятерки, вызвал широкие протесты по всему миру. Еще бы! Такого явного нарушения прав человека в самой «демократической» стране не ожидали увидеть многие.

На процессе выслушивали всех, но во внимание брали те свидетельства, которые соответствовали личной позиции судей и присяжных, их внутреннему убеждению, которое, в свою очередь, должно основываться на внутренней непредубежденности и беспристрастности. Вместо этого показания пяти генералов американской армии, и бывшего помощника президента Клинтона по кубинским делам, не были должным образом проанализированы. Они заявляли, что нельзя признать действия кубинцев такими, которые угрожают национальной безопасности США. Кроме того, процесс происходил в городе Майами, который, как известно, славится своими антикубинскими настроениями.

После вынесения приговора в Майами защита кубинцев добилась пересмотра дела, которое было направлено на апелляцию в Атланту, где было пересмотрено тремя судьями. Апелляционное рассмотрение длилось 17 месяцев. В результате решение суда Майами было отменено. Но правительство, используя некоторые особенности американского правосудия, пошло на шаг, ранее никогда не применявшийся. Правительство настоял на том, чтобы решение апелляционной инстанции было пересмотрено коллегиально в составе 12 судей все того же Апелляционного суда Атланты.

Относительно некоторых особенностей судебной системы США.

Судопроизводство в США таково, что нет единого закона для всех. Федеральные суды имеют право принимать такие правила, которые распространяются только на данный суд. Также в США действует система атторнеев, которые расследуют дела, причем в некоторых штатах сохранилась система оплаты труда атторнеев в зависимости от количества осужденных, что никак не способствует объективности и честности по отношению к своей работе. Также, при судебных прениях, которые происходят на завершающих стадиях процесса, последнее слово дается обвинению, что несколько противоречит принципу, провозглашенном в шестой поправке к Конституции США, согласно которой обвиняемый имеет право на защиту. Что касается апелляции, то добиться пересмотра невероятно тяжело, ведь основанием для такого пересмотра служит наличие «существенной ошибки», например, неправильное принятие фактов судом.

Кроме несовершенств внутреннего регулирования вопросов осуществления правосудия и отбывания наказания, США не ратифицировали Договор об экономических, социальных и культурных правах, который предусматривает широкие гарантии защиты прав человека. Что касается международного регулирования вопросов наказания и заключения, существуют такие акты, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Рекомендации в отношении обращения с заключенными-иностранцами, Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, Свод принципов защиты всех лиц, подвергшихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Во всех этих документах существует принцип, согласно которому заключенные, совершившие преступления разного вида и степени тяжести, должны содержаться отдельно. Но правительство США решило поступить по-своему и определило нахождение кубинцев в тюрьмах самого строгого режима, где отбывают наказание лица, совершившие убийства. Также международными нормами предусматривается обязанность если не способствовать, то по крайней мере, не мешать общению заключенных с родными и близкими людьми. Вместо этого семьям кубинцев создаются всяческие препятствия на пути к свиданиям и контакту, не выдаются визы, в назначенное время прибытия родственников кубинских героев переводят в карцер.

Как видно, судебная система США не так замечательна и беспристрастна, как кажется на первый взгляд, тем более она еще более гибка в том случае, когда это выгодно правительству страны с целью сокрытия тех фактов, которые могут разоблачить в незаконной и захватнической политике. Но мир не ограничивается Соединенными Штатами Америки, и существуют еще люди, способные бороться за мир и свободу, поэтому кубинцы не одиноки в своей проблеме, и по всей планете есть те, кому не безразлична их судьба.