Notcoin — будущий дроп от TON/Telegram

Литературная страница. Главный герой – музыка Берлиоза. О романе К. Фуэнтеса «Инстинкт Инесс»

Вениамин Слепков
3 Июня 2009г.
«Инстинкт Инесс»
«Ему захотелось закрыть глаза и ощутить течение музыки как течение огромной реки, чьи воды могли бы унести его далеко отсюда… из вечернего Лондона времен войны, когда с неба непрерывным дождем сыплются немецкие бомбы, а грозная красота музыки Берлиоза одерживает победу над фельдмаршалом Герингом и самим фюрером, словно говоря ему: ужас, который ты сеешь, ужасен, он лишен величия, этот жалкий ужас, потому что ты не понимаешь и никогда не сможешь понять, что жизнь, смерть и грех подвластны лишь нашей собственной бессмертной душе, а не твоей жестокой преходящей силе… Фауст одерживает победу над Мефистофелем потому, что он смог обуздать свой страх – земной, приземленный, заземленный – и, несмотря на все совершенные ошибки, осознать свое место на этой земле людей»

Этот фрагмент романа мексиканца Карлоса Фуэнтеса «Инстинкт Инесс» является замечательным ответом философии ненавидящего людей героя романа Фернандо Вальехо «Богоматерь убийц». Добро в конечном итоге торжествует, потому что человек создан для добра, в какие бы дебри не заводил его обманувшийся разум и извращенные чувства.

Конечно, не ради этого диалога написан «Инстинкт Инесс» - роман многоплановый, сложный, позволяющий читателю по-разному трактовать его, исходя из собственного жизненного опыта.

Это совсем не тот Фуэнтес, «живой классик» мировой литературы, которого многие знают по роману «Смерть Артемио Круса», ставшему одной из основополагающих книг новой латиноамериканской прозы. Не тот Фуэнтес, чьи произведения в 60-х годах прошлого века выходили в знаменитом «Трилистнике» - серии «Мастера зарубежной прозы», по которой мы долгое время могли судить о достижениях писателей Запада. Прошедшие десятилетия наложили свой отпечаток на творчество великого мексиканца. Он успел стать мастером реалистического романа, но затем, находясь среди первых латиноамериканских авторов, отдал должное новым традициям литературы континента. Последующие его романы можно отнести и к реализму «магическому», и к реализму «мистическому». При этом обращен автор всегда к человеку, к его душе, к его восприятию мира.

В «Инстинкте Инесс» Фуэнтес рассказывает историю любви знаменитого дирижера и оперной певицы, любви, которая не позволила им быть вместе, но всегда держала в невидимой связи.

Кроме того, эта история переплетается с историей пары древних людей, возможно, историей Адама и Евы. Объединение обеих линий происходит вполне в традициях «магического» реализма.

Отмечается и третья линия романа, третья линия, главным персонажем которой стала бессмертная музыка Берлиоза. Трудно переводить язык живописи или язык музыки в литературный текст, в вербальный язык, в слово. Но когда предпринимаются попытки сделать это, то, бывает, получаются очень интересные произведения, произведения-впечатления. Именно так я определил бы этот роман Фуэнтеса. Читая роман, иногда ловишь себя на мысли, что воспринимаешь его на том же уровне, на каком воспринимаешь музыку. Текст, как музыка, рождает образы и размышления, может быть, иногда далекие от смысла конкретного предложения. В истории литературы известны романы-шахматные партии, романы-симфонии. Возможно, книга Карлоса Фуэнтеса становится среди первых в ряду таких произведений.
Поделиться
Ссылка скопирована!