Notcoin — будущий дроп от TON/Telegram

«Банальность зла предстала во всей своей силе». Аргентинский писатель А. Поссе исследует метафизические корни нацистской идеологии

Вениамин Слепков
1 Июля 2010г.
«Банальность зла предстала во всей своей силе». Аргентинский писатель А. Поссе исследует метафизические корни нацистской идеологии
А. Поссе «Путешествие в Агарту»

Поиск источника силы характерен для человека и для нации. Один стремится найти силы для того, чтобы жить в этом мире, другой - для того, чтобы господствовать над другими. Некоторые религиозные течения признают смыслом жизни обожение человека, приход его к истоку жизни, к Богу. Поиск этого истока путем изменения себя и составляет собственно жизнь. Другие стремятся менять не себя, а реальность, прибегая к магии, например. Источник же силы для осуществления этих изменений видят за пределами реальности, и пытаются достичь его.

Поиски источника силы, который мог бы спасти нацизм, стал темой романа аргентинского писателя Абеля Поссе «Путешествие в Агарту».

Агарта – город, память о существовании которого сохраняется в ряде мистических учений, она - центр мира, источник сил, необходимых Гитлеру. Особенно после поражения под Сталинградом. Фашистов могло спасти только чудо, и это чудо должен был найти Вальтер Вернер.

Дневник путешествия, который ведет Вернер, оказывается дневником его жизни. Мы видим немецкого мальчишку, околдованного новой идеологией: «Наше истинное рождение состоялось в тот день, когда мы вступили в молодежную организацию – гитлерюгенд». Здесь можно было реализовать характерное для молодого романтика желание революционных изменений. Перед нацистами стояли задачи, от величия которых шла кругом голова: «Я считаю, что мы не просто партия или политическое движение. Это было бы слишком банальным определением. Речь идет о неизмеримо большем: мы бойцы на службе божественного провидения. Мы создаем того самого бога, которого человечество жаждет найти вот уже двадцать столетий, с тех пор, как было обмануто Савлом Тарсяном».

Но эта «великая задача» потребовала жертв. Она сломала личности Вернера и его товарищей. Одному из них пришлось отдать приказ о расстреле женщин, живших некогда в одном селении с мальчишками и угощавших их конфетами. Нацистам, пошедшим за "великой идеей", пришлось вытравливать из себя всё человеческое, и прежде всего, - любовь, милосердие. Сам Вернер, отдавая себя службе «великой идее», оставляет женщину, родившую ему сына. Путь, много раз пройденный теми, кто стремился менять мир революционным путем, кто идеи ставил выше человека.

Но человеческая природа не меняется легко. Она вообще не меняется. Человек, отказавшийся от своей человеческой природы, не может жить, как бы долго не казалось ему, что открытия, совершаемые им, приводят его к некой высшей цели. Нацизм был обречен, как обречен и сам Вернер.

Временами, в монастырях и в пустыне, к нему приходит понимание: «Банальность зла предстала передо мной во всей своей силе. Все, что было с нами, оказалось не более чем дурацкой историей. Скандал, устроенный пьяным идиотом, который вытаптывает сад, выкрикивая слово «Возрождение»!»

И все же Вернер стремится достичь цели своего путешествия. Ему кажется, что он нашел Агарту, но как раз в тот момент, когда, обессилев, уже не мог двигаться. Ему кажется, что мимо проезжает караван с призраком английского ученого Вуда, имя и биографию которого Вернер присвоил, чтобы путешествовать через эти земли. Вернер сам написал приказ об уничтожении англичанина, и призрак убитого сопровождает его во время путешествия. Словно призрак достигает своей цели, именно он, а не Вернер, приходит к Истоку, который безуспешно пытаются поставить на себе на службу нацисты.

Но, пожалуй, роман Абеля Поссе исследует не только корни нацизма, скорее он говорит об опасности любой человеконенавистнической теории, каким бы словом она не называлась. Может быть, не все человеконенавистники, добившиеся власти, искали источник метафизической силы, но сам ход человеческой истории подтверждает, что эта сила спасает человечество и человека со всеми присущими ему чувствами, а не тех, кто стремится отказаться от этих чувств, вытравить их из себя.
Поделиться
Ссылка скопирована!