Поиски "исторической правды" о происхождении Сан-Мартина

13 Августа 2000г.
Портрет Сан-Мартина
Итогом жаркой полемики, развернувшейся в Аргентине, стало обращение в национальный парламент с просьбой разрешить провести анализ ДНК останков Освободителя страны от колониального ига Хосе де Сан-Мартина, чтобы раз и навсегда решить, был он или не был плодом короткой связи испанского офицера и индейской женщины из племени гуарани..

"Достаточно одного волоса для анализа ДНК. Сегодня технология может установить историческую правду, скрытую веками," - заявил историк Университета Буэнос-Айреса Уго Чумбита, выступивший со своим докладом перед сенаторами.

Чумбита утверждает, что испанцы Хуан де Сан-Мартин и его жена Грегория Маторрас не были биологическими родителями аргентинского Освободителя (1778-1850), а усыновили ребенка другого испанского офицера Диего де Алвеара и Понсе де Леона от его связи с индейской женщиной племени гуарани.

Историк объяснил, что "существует свидетельство внучки Альвеара, а также двухсотлетняя традиция (иной интерпретации корней Сан-Мартина), и об этом потомки Героя наконец-то решились заговорить вслух".

Чумбита рассказал, что своими путями к такому же заключению пришел и другой историк, автор книги "Дон Хосе" Хосе Гарсия Амильтон.

Оба историка, отстаивая свою версию, приводят слова Сан-Мартина во время его встречи с индейцами племени пеуэнчес при переходе андских гор: "Я тоже индеец!"

Кроме того, историки указывают на особенности описания внешности Освободителя, сделанные его современниками: "morocho", то есть смуглый. А враги Сан-Мартина нередко называли его "грубым индейцем". На изыскания Чумбиты обратил внимание президент комиссии по культуре при Сенате Карлос де ла Роса и попросил его выступить перед сенаторами, поскольку версия Чумбиты резко контрастирует со сложившейся традиционной биографией героя. Впрочем, сенатор сказал, что решение о проведении анализа не входит в компетенцию его комиссии.

Тем не менее, большая часть аргентинских историков и особенно из Национального института Сан-Мартина (государственного учреждения, призванного охранять наследие Освободителя) с возмущениям воспринимает данную версию, называя ее несерьезной и продуктом "чрезмерного стремления покрасоваться в СМИ". Дело дошло до того, что один из исследователей - Гарсия Амильтон - подвергся физической агрессии в ряде провинциальных центров, куда он ездил представлять свою книгу.

Однако сами ученые не отказываются от своих выводов, считая, что они ничуть не умаляют память великого человека, если помнить, что в то далекое время действительно нелегко было нести бремя "усыновленного ребенка".
Поделиться
Ссылка скопирована!