Строительство жилья и дорог – главные задачи правительства Чавеса

Ольга Лопес, Каракас
26 Сентября 2008г.
Строительство жилья и дорог – главные задачи правительства Чавеса
Правительство Боливарианской республики много делает для повышения качества жизни граждан страны, особенно малообеспеченных. Громадные средства затрачиваются на развитие здравоохранения, образования, культуры. Но особенное внимание в настоящее время уделяется двум важным проблемам, решение которых позволит заметно улучшить качество жизни: обеспечению жильем и развитию инфраструктуры.

До сих пор около двух миллионов венесуэльцев не имеют достойного жилья. С удобствами, коммуникациями, инфраструктурой. Те, кто бывал в Венесуэле, видели, что столицу страны, расположенную в горной долине, окружают лепящиеся к склонам гор, громоздящиеся друг над другом «ранчос», так тут называют самострой, воздвигнутый бедняками, то есть «лицами с ограниченными ресурсами». Крупные города в долинах еще недавно были окружены скоплениями «хижин» с земляным полом. Еще один вид «ранчос». Купить старенькое авто или самовольно подключиться к электролинии никогда не было в Венесуэле проблемой, а вот осилить строительство или приобретение достойного жилья многие не могли.

Надо сказать, что особого беспокойства у прежних правительств эти «ранчос» не вызывали: климат позволяет обходиться символической крышей, электричество у жителей ранчос бесплатное (воруют, ну и ладно), налоги им платить не надо – да они вообще все прекрасно устроились, им бы наши проблемы! Такое обычно слышалось из уст представителя среднего класса.

Наверное, Чавес – первый из президентов, которому стыдно за эти скворечники над столицей. Поэтому первой программой, запущенной по жилищному строительству, стал национальный проект «Дом за ранчо». Надо быть уж очень слепым, чтобы не увидеть, как вокруг городов вырастают поселки из цепочек новеньких одноэтажных домиков. Каждый из них – не менее 70 кв.м, на которых располагаются три спальни, кухня-столовая, зал, два туалета с душем. Полы везде выложены керамической плиткой, полностью установлено санитарное оборудование. Оппозиция, тем не менее, критикует за медленные темпы и даже говорит о полном провале проекта (что не подтверждается статистическими данными). При этом умалчивается, что социальное жилье, которое строили во времена 4 Республики, состояло из одной комнаты с дырами вместо окон и дверей и без сантехнического оборудования!

Конечно, в перенаселенном Каракасе проект «Дом за ранчо» осуществляется медленно: свободных земельных участков нет, а в его пригородах не сложно заметить новенький «самострой», с которым власти, кстати, ведут борьбу. Но слишком велико искушение быстрее получить благоустроенное жилье! К тому же в страну постоянно прибывают толпы бедных иностранцев, соблазненных светлыми перспективами Боливарианской революции. Десятки тысяч бегут в Венесуэлу из одной только Колумбии! Наращиванию темпов строительства мешал и откровенный саботаж частной индустрии стройматериалов. Транснациональные компании не волновала жилищная проблема венесуэльцев, и стройматериалы, прежде всего – цемент, отправлялись на более выгодный внешний рынок. Неоднократные предупреждения Чавеса не были услышаны. В итоге, цементная промышленность была национализирована (выкуплена, а не экспроприирована!).

Жилье в Венесуэле строится не только для самых бедных. Боливарианское правительство выделяет на жилищное строительство миллиарды «нефтедолларов». Двухэтажные «таунхаусы» и многоэтажные комплексы растут как грибы. Очень скромные одни, побогаче – другие. Конкретная цель правительства - за 10 лет обеспечить достойным жильем каждую семью.

Не секрет, что среди обеспеченных слоев общества немало таких людей, кто имеет несколько квартир или домов. На них, конечно, национальные жилищные программы не распространяются. Но и не за их счет выполняются! Оппозиция внутри страны пугала, что чависты отнимут «вторые» квартиры, «подселят жильцов». В соседней Колумбии целенаправленными стараниями проамериканской прессы создано «мнение», что так оно в боливарианской Венесуэле и происходит. И, само собой разумеется, что умалчивается о том, что правительство Чавеса за годы своего правления построило для народа больше жилья, чем за 30 лет построили до него буржуазно-демократические предшественники. Хотелось бы заметить, что в Венесуэле строительство жилья измеряют не количеством квадратных метров, а количеством квартир или домов. В абстрактных квадратных метрах легко «растворить» дорогостоящее элитное жилье, выдавая его за заботу о жилищных нуждах граждан.

Напрасно, кто-то утверждает, что Чавес бесплатно раздает все направо и налево, подкупая массы. Да, самые-самые бедные получают новое жилье почти «за так» – с государственной субсидией, с кредитом на 20 лет, с отложенной на три года выплатой, причем в каждом конкретном случае предусматривается, чтобы квоты по оплате жилья не превышали 20% от доходов семьи. Разработаны и разрабатываются самые разные варианты, позволяющие населению обзаводиться домами и квартирами в соответствии со своими возможностями. Вот он – масштабный национальный проект! – в реальном, а не демагогическом исполнении Чавеса и его команды.

Недавно в Венесуэле был принят Закон о жилище (Ley de Vivienda y Hábitat), по которому, например, можно получить 100% кредит на приобретение жилья! До этого кредит покрывал только 70% стоимости недвижимости и требовал значительного первоначального взноса. Есть смешанные кредиты, например, – для покупки участка земли и строительства дома на нем. Национальный банк жилищного строительства (Banco Nacional de Vivienda y Hábitat) рассматривает и другие модели кредитования, расчетов по кредиту, отложенных платежей и т.д. В общем, в Венесуэле хотят сделать так, чтобы человек даже с самыми скромными доходами смог планировать приобретение собственного жилья.

Другой не менее важной задачей боливарианского правительства является совершенствование и развитие инфраструктуры, прежде всего - модернизация старых и строительство новых транспортных магистралей с преобладающей ориентацией на общественный транспорт. Причем подчеркивается, что большинство транспортных систем использует электричество или природный газ, чтобы как можно меньше загрязнять окружающую среду.

Чтобы понять масштабы этого строительства, надо развернуть карту Венесуэлы. Строятся новые линии метро в столице, в том числе – соединяющие ее с городами-спутниками, а также метро в городах Валенсия, Маракайбо и Лос-Текес (в каждом пока – по две линии). Запускаются новые автобусные и троллейбусные маршруты. Создан новый вид городского транспорта – метрокабле, позволяющего без проблем добраться в труднодоступные районы столицы, расположенные на склонах гор. Особенное внимание уделяется строительству железных дорог, почти исчезнувших с карты страны.

Для эффективности пассажирского транспорта много делается и намечается сделать: по всей стране строятся туннели, виадуки, линии электропередач, идет модернизация улиц и проспектов и т.д. Правительство выделило на эти программы 30 миллиардов долларов.

То, что это не пускание колоссальных средств на ветер, доказано делами. Построен второй мост через Ориноко, строится третий. Построенные Бразилией по последнему слову техники, эти автомобильно-железнодорожные мосты дадут новый импульс не только развитию промышленной зоны, прилегающей к реке, но и таких отдаленных районов как венесуэльская Амазония и Гран-Сабана.
Когда под ударами стихии рухнул виадук, соединяющий Каракас с побережьем и расположенными на нем главными портами, морским и авиационным, в горах срочно была проложена временная дорога, а затем, в очень короткий срок, был построен новый автомобильный мост.
В более отдаленных замыслах – строительство цепочки мостов и туннеля через озеро Маракайбо. Но это пока только в стадии рассмотрения, обсуждения и критики.

Короче говоря, у Чавеса слова не расходятся с делом. Венесуэла сегодня – это большая стройка.
Поделиться
Ссылка скопирована!