60 лет со дня гибели Камило Торреса, колумбийского священника-партизана
15 Февраля 2026г.
Камило Торрес Рестрепо был выходцем из аристократической семьи, получил прекрасное образование и быстро стал не только одним из популярнейших молодых лидеров католической церкви страны, но и одним из самых перспективных и любимых народом политиков Колумбии. Ему прочили блестящую карьеру, но он сделал другой выбор. Он публично потребовал от Церкви выполнять свой главный христианский долг: встать на защиту униженного и эксплуатируемого народа.
«Я понял, что в Колумбии эту любовь — любовь к ближнему — нельзя осуществить просто через благотворительность, а требуется срочное изменение политических, экономических и социальных структур, что ведет к необходимости революции, с которой эта любовь тесно связана», — объяснял Камило в одном из текстов.
Несмотря на то, что всю свою жизнь он выступал против насилия, в конце концов, под давлением элит, Камило был выдавлен из легальной политической жизни, отлучен от католической церкви, и последним его укрытием стал партизанский отряд.
Камило погиб, когда ему было 37 лет, в своем первом и единственном бою. Военные открыли по нему огонь, когда он пытался прийти на помощь раненому солдату. Со стороны армии боем командовал его бывший друг детства Альваро Валенсия Товар. Незадолго до своей гибели Камило сказал: «Долг каждого христианина – быть революционером, а долг каждого революционера – делать революцию».
Мы живем в эпоху упадка и разрушения всех этических ценностей. Поэтому уже мало повторять фразы о важности примера Камило Торреса для объединения марксистов и христиан в борьбе против капитализма. Урок этой истории глубже и сложнее. Свет креста Камило, это пламя, которое не гаснет под влиянием переменчивых ветров времени, предательств одних, ошибок других или неудач той или иной политической организации. Сегодня известно насколько мы, люди, подвержены влиянию и манипуляциям, как и то, что мы считаем обычно нашими политическими убеждениями, часто предопределено ближайшим окружением, «инфлюенсерами» и различными гаджетами. Поэтому более невероятным кажется существования людей, способных действовать вопреки всему: удобствам, обстоятельствам и окружению.
Как для выходца из антиклерикальной семьи, его решение стать священником было поступком революционным. Революционным стало и решение, уже став популярным и обласканным властью священником, выбрать участие в вооруженной борьбе и потребовать быть на передовой, вопреки категорическим возражениям партизанского командования. Образование, полученное им в Колумбии и за рубежом, дало ему понимание мира и самых благородных ценностей, которые он превратил в образ жизни. Из Библии он взял суть христианской веры: любовь к ближнему.
В эпоху планетарной доктрины Монро, Камило Торрес, погибший 60 лет назад, для власти, не терпящей человеческой духовности, продолжает представлять смертельную опасность.
Не знаю, будут ли когда-нибудь найдены останки Камило для тожественной церемонии их захоронения, которую он бы презирал, и это не важно. Важно то, что они были скрыты в результате сделки между его бывшим другом детства, полковником колумбийской армии Альваро Валенсией Товаром, и старшим братом Камило, Фернандо Торресом, которому «стыдно» за выбор своего родственника. Ни мать Камило, ни его народ не смогли с ним проститься, потому что, как объяснил Фернандо в письме для прессы: «Долг его истинных друзей — не допустить, чтобы его образ стал орудием для создания беспорядков и достижения собственных амбиций».
То, что было с сделано с его телом, является местью колумбийской олигархии за то, что тот, кого она считала одним из своих, предал её дело.