"БРАЗИЛЬСКИЙ РАУНД" КРИЗИСА
В.М.Давыдов, А.В.Бобровников, В.А.Теперман.
Статья опубликована в журнале "Латинская Америка" № 5-6 за 1999 год. При использовании ссылка на источник обязательна.
Фрагмент статьи "Латинская Америка и современный финансово-экономичсекий кризис"
Если во втором полугодии 1998 г. большинство стран ЛКА ощущало в целом косвенное воздействие потрясений в мировой экономике, то в Бразилии ситуация начала отчетливо ухудшаться после российского де-фолта. До 17 августа 1998 г. казалось, что экономическое положение в стране меняется к лучшему, хотя падение темпов роста до 1,1% бьшо зарегистрировано уже в первом полугодии. В июле 1998 г. успешно прошла приватизация телефонной компании "Телебраз", принесшая поступления в бюджет свыше 19 млрд долл., что существенно превзошло минимальную цену в 13,5 млрд долл., установленную правительством. Это явилось самым масштабным актом приватизации в ЛКА.
Однако намеченные еще осенью 1997 г. мероприятия по снижению государственных расходов не были воплощены в жизнь, обсуждение многих законопроектов затягивалось или в них вносились существенные изменения. В результате дефицит бюджета и внутренний долг продолжали увеличиваться. Последний превысил к концу минувшего года 378 млрд реалов, а в 1999 г. на его обслуживание должно быть направлено 72 млрд реалов (1 доллар США = 1,18 реала). Новая волна кризиса нанесла по бразильской экономике серьезный удар. Индекс акций на бирже только в течение августа снизился на 40,8%. Из страны за август-сентябрь 1998 г. "сбежал" капитал в 26 млрд долл. Золотовалютные резервы к началу ноября сократились до 41,6 млрд долл.
Для борьбы с кризисом ЦБ вновь был вынужден поднять сниженные незадолго до этого ставки рефинансирования: с 19 до 49,75%. МВФ, Всемирный банк, МАБР и страны "большой семерки" заявили о готовности предоставить Бразилии пакет помощи в 41,5 млрд долл. Эти меры временно стабилизировали ситуацию, в октябре стало наблюдаться даже повышение курса акций на местных биржах и возвращение капитала. Кратковременное понижение паритета реала удалось погасить за счет продажи долларов на валютном рынке, курс остался в рамках коридора.
К началу ноября правительство разработало очередной пакет мер по увеличению государственных доходов и сокращению расходов. За счет увеличения налогообложения и отчислений в систему социального страхования в 1999 г. намечено дополнительно получить 15,8 млрд реалов. Реформа пенсионной системы, сокращение госаппарата и расходов на социальную сферу, на нужды министерств и ведомств должны сэкономить 12,2 млрд реалов. На 2000 г. совокупный результат от дополнительных доходов и сокращения расходов определен в 36 млрд реалов, на 2001 г. — в 43 млрд реалов.
Однако рассмотрение в парламенте предложений правительства шло с промедлением. Только к концу 1998 г. получила одобрение законодателей экономия в 17,6 млрд реалов. Между тем конгресс США отказался поддержать решение Белого дома о выделении Бразилии помощи в размере 5 млрд долл. Это вызывало неуверенность у местных и иностранных инвесторов. На этом неблагоприятном фоне односторонний 90-дневный мораторий штата Минас-Жерайс на погашение его задолженности перед федеральным правительством резко осложнил ситуацию. Решение губернатора штата И.Франко, занимавшего пост президента Бразилии с 1992 по 1995 г., явилось враждебным политическим актом по отношению к федеральной администрации Э.Кардозо. К тому времени в результате двухлетних переговоров уже была разработана принципиальная схема урегулирования проблемы задолженности штатов перед федеральным правительством. Из суммарного долга в 107,6 млрд реалов 7 млрд было списано, а остальная сумма подлежала погашению в течение 30 лет со ставкой в 6-7,5%, что в 5 раз ниже рыночной. Это касалось и штата Минас-Жерайс, имеющего вторую по величине сумму задолженности (16,2 млрд реалов). О политическом характере моратория лучше всего свидетельствует тот факт, что губернаторы еще шести штатов, контролируемых оппозицией, не только поддержали действия И.Франко, но в свою очередь потребовали у федерального правительства пересмотра соглашения об урегулировании задолженности, в чем им было отказано. Мораторий вызвал панику на бирже и новую волну бегства капитала. Золотовалютные резервы к середине января 1999 г. уменьшились до 36 млрд долл. даже с учетом получения первого транша кредита МВФ.
В Бразилии начался новый виток кризиса, последствия которого могут серьезно обострить положение во всем регионе. В этих условиях правительство отказалось от режима валютного коридора и перешло к плавающему курсу реала, а ЦБ прекратил интервенции для поддержки его курса. Местные биржи положительно отреагировали на смену валютного режима, и с середины января на них преобладает повышательная динамика. Однако рост биржевых котировок во многом обусловлен "похудением" национальной валюты. К концу января паритет реала по отношению к доллару США снизился до 2,1, тогда как еще 12 января 1999 г. он составлял 1,2. Заключение в начале марта нового соглашения с МВФ повысило курс до 1,9 реала за доллар США.
Утечка капитала из страны, хотя и в заметно меньших масштабах, продолжалась до начала февраля: за январь она составила 8 млрд долл. Для ее прекращения Центробанк в очередной раз повысил до уровня 37—41% ставки, на которые ориентируются банковская система и финансовый рынок. Рост же ставки на 1% увеличивает расходы по обслуживанию государственного долга на 240 млн долл. Соответственно возрастает опасность моратория. Хотя правительство категорически отрицает эту возможность, по мнению зарубежных экспертов, вероятность реструктуризации внутреннего долга составляет порядка 30%.
В чрезвычайной ситуации прохождение "пакета экономии" было все же завершено. Это позволило принять бюджет с первичным профицитом в 16,3 млрд реалов. Для восстановления доверия инвесторов приняты и другие меры. Так, с 1 февраля Центробанк обязали ежедневно публиковать сведения о размере золотовалютных резервов. Минимально допустимый срок, на который берутся кредиты за рубежом, составлявший до августа 1998 г. 2 года, поэтапно снижен до 90 дней (правда, это вновь создает крен в сторону "коротких денег").
К началу марта Бразилии удалось пересмотреть условия соглашения с МВФ от ноября 1998 г. в сторону некоторой либерализации его требований. Но теперь перед страной встает более сложная и долгосрочная задача — изыскание 59 млрд долл. для покрытия отрицательного сальдо платежного баланса и погашения обязательств по внешнему долгу, приходящихся на текущий год.
Новая вспышка кризиса в Бразилии грозит дальнейшим падением производства, которое уже идет с осени 1998 г. Так, впервые с 1993 г. в минувшем году промышленное производство сократилось на 2,3%, в том числе потребительских товаров длительного спроса — на 20,5%. Независимые эксперты предсказывают возможность падения ВВП в 1999 г. в диапазоне от 2 до 9%. Если в конце 1998 г. правительственные прогнозы на 1999 г. определяли уровень инфляции в 2%, то в новом соглашении с МВФ зафиксировано повышение индекса розничных цен на 15%. По мнению же независимых аналитиков, инфляция в годовом исчислении должна составить 20—30%. Срыв приватизации четырех участков телефонной сети в середине января снижает вероятность реализации годовой программы приватизации в 20 млрд долл. Западные эксперты считают, что в лучшем случае доходы от приватизации составят 14 млрд. Хотя в январе этого года в Бразилию поступило 950 млн долл. прямых зарубежных инвестиций, намечавшееся правительством привлечение 25 млрд долл. таких капиталовложений в течение 1999 г. представляется сомнительным.
Бразильский кризис несомненно скажется и на других государствах региона, прежде всего на партнерах Бразилии по интеграционной группировке Меркосур и ее ближайших соседях. Так, в Аргентине, где на 1999 г. ожидался прирост ВВП в 2—4%, теперь не исключается возможность его сокращения на 3%. За январь 1999 г. промышленное производство упало на 8%, а уровень загрузки производственных мощностей - с 73,9 до 62,3%. В Чили прогнозные показатели роста экономики сокращены с 3 до 1,5%, а в январе падение ВВП достигло 4,8%. В Уругвае и без того незначительный прирост в 1% также пересматривается в сторону понижения.
Весьма вероятна возможность того, что кризис в Бразилии спровоцирует временное торможение интеграционных процессов в рамках Меркосур, поскольку на нее приходится свыше трети аргентинского и уругвайского экспорта и более половины экспорта Парагвая. В частности, потенциальные потери Аргентины в 1999 г. от сокращения поставок на бразильский рынок оцениваются от 920 млн долл. (при спаде в Бразилии в 2%) до 2,4 млрд долл. (при спаде в 7%). Снижение спроса в крупнейшей стране фуппировки при одновременном росте конкурентоспособности ее экспорта способно серьезно осложнить взаимное хозяйственное сближение партнеров. Аргентина, например, пыталась побудить бразильское правительство снизить субсидирование экспорта в страны Меркосур, которое осуществляется отдельными штатами. Не достигнув своих целей, Аргентина ввела жесткие антидемпинговые процедуры в отношении ряда бразильских товаров. Резко сократились поставки в Бразилию уругвайских текстильных товаров, говядины и риса. Вместе с тем, нет никаких оснований предполагать, что временные трудности в Меркосур вызовут дезинтеграционные процессы в этой организации.
Представляется, что кризис в Бразилии способен отразиться на ходе формирования Всеамериканской зоны свободной торговли. Следует учитывать, что в ходе переговоров достаточно четко прослеживались два подхода. США выступали за постепенное присоединение отдельных стран ЛКА к уже действующей группировке НАФТА (Канада, Мексика, США), а Бразилия, поддерживаемая другими странами Южной Америки, - за равноправное объединение уже созданных субрегиональных организаций, которые должны продолжать действовать и в рамках Всеамериканской зоны свободной торговли. До середины минувшего года на общеконтинентальных встречах на уровне глав государств и правительств или министров более популярной оказывалась бразильская точка зрения. Теперь ослабление экономических позиций Бразилии и трудности в Меркосур усиливают позиции США.
С другой стороны, если кризис в Бразилии примет затяжной характер и тем более перекинется на другие страны Южной Америки, в США на некоторое время может снизиться интерес с усилению интеграционных связей со своими партнерами из ЛКА, что способно затормозить реализацию проекта Всеамериканской зоны свободной торговли. События 1999 г. и в регионе, и в пока устойчивых центрах мировой экономики должны дать ответы на эти вопросы.
Ближайшие экономические перспективы региона выглядят достаточно мрачно. Очевидно, что 1999 год будет самым тяжелым в нынешнем десятилетии для всего региона, особенно для стран Южной Америки. Учитывая масштабы сокращения производства в Бразилии и место, которое она занимает в экономике ЛКА, представляется неизбежным падение совокупного ВВП государств региона. Преодоление же полосы кризисов здесь в лучшем случае начнется не ранее конца 1999 г. — начала 2000 г.
Способен ли последний кризис кардинально изменить общие тенденции развития стран ЛКА, проявившиеся в 90-е годы? Либо речь идет о более или менее продолжительной паузе? Пока же нет оснований ожидать, что нынешний кризис равен по силе воздействия "долговому кризису" 80-х годов.
Сопоставление ситуации в Бразилии и России наглядно показывает, что Бразилия имеет преимущества перед Россией, хотя главные внутренние причины нынешних потрясений в обеих странах имели общую основу: отсутствие порядка в государственных финансах, следствием чего является постоянный дефицит бюджета и растущий внутренний долг. Однако Бразилия до последнего времени имела реальный положительный рост, модернизировала материально-техническую базу, резко повысила производительность труда в основных отраслях промышленности. В последние десятилетия страна заметно продвинулась в освоении передовых технологий, в частности компьютерной техники, и развитии экспорта высокотехнологичных товаров.
В Бразилии налицо такие моменты, как эффективность приватизационного процесса, более стабильная банковская система, масштабные прямые инвестиции, ограничение доступа нерезидентов к бумагам государственного долга, диверсифицированный и приобретающий все более "индустриальный" характер экспорт. Выход бразильской экономики из нынешнего состояния, видимо, связан с несоизмеримо меньшими трудностями и займет менее продолжительный период.
В отличие от 80-х годов, нынешний кризис пока еще не приобрел общерегионального характера. По итогам минувшего года (по сравнению с 1997 г.) влиятельный журнал "Еиготопеу" повысил рейтинг надежности 21 стране ЛКА, а снизил только 9. Однако 1999 год, без сомнения, внесет коррективы в такую оценку.
Предыдущий, "мексиканский" кризис 1994—1995 гг. рассматривался некоторыми экспертами как конец экономического роста для стран ЛКА, но уже в 1996 г. они сумели преодолеть негативную ситуацию и восстановить поступательную динамику. Смогут ли латиноамериканские экономики вновь подтвердить свою жизнестойкость?
|