Дело Карвахаля, или Провокация на острове Аруба

Дипломат Уго Карвахаль был задержан в аэропорту острова Аруба 24 июля сразу после прибытия из Венесуэлы. Под усиленной охраной его отправили в тюрьму, дав понять, что арест произведён на основании поступившего из США запроса об экстрадиции. О том, что Карвахаль назначен генеральным консулом Венесуэлы на остров, власти Голландии, в состав которой Аруба входит на правах автономии, были извещены соответствующей нотой МИД ещё в феврале. То есть имели достаточно времени, чтобы уведомить венесуэльцев по дипломатическим каналам о неприемлемости этой кандидатуры и не доводить дело до острого конфликта.
В годы президентства Уго Чавеса Карвахаль входил в его ближайшее окружение. Их связывала военная дружба, они разделяли одни и те же идеи. Чавес знал, что может положиться на соратника в решении самых сложных задач. Карвахаль возглавлял военную разведку Венесуэлы в 2004-2009 гг., руководил операциями по пресечению на её территории подрывной деятельности Управления по борьбе с наркотиками США (DEA), ЦРУ, Военной разведки США, АНБ. К заслугам Карвахаля можно отнести то, что он не допустил переноса колумбийского вооружённого конфликта в пограничные регионы Венесуэлы. Упреждающая информация поступала из самых разных источников. Ультраправые группировки парамилитарес получали эффективный отпор при попытках пересечения границы, боевики несли серьёзные потери и на венесуэльской территории. Огромный вклад внёс Карвахаль в разгром наркокартелей, которые нередко находились под контролем оперативников DEA. Результатом деятельности Карвахаля стал запрет на работу DEA в Венесуэле. Как следствие – широкая кампания по компрометации Карвахаля, превращение его с помощью методов чёрной пропаганды в «венесуэльского наркобарона».
Каким образом враги Венесуэлы собирались использовать захват Карвахаля, можно понять из СМИ, задействованных спецслужбами США для пропагандистских операций в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. В отношении Карвахаля была запланирована сделка с американским правосудием: для смягчения наказания ему пришлось бы «сотрудничать» по всем пунктам выдвинутых обвинений, давать показания против Чавеса, Мадуро и других ведущих деятелей боливарианского правительства. Для ведения переговоров с Карвахалем на Арубу из США прибыли уполномоченные лица с пакетом предложений и гарантий. Из венесуэльских правительственных источников известно, что предварительную работу по «изъятию» и изоляции Карвахаля провела американская резидентура, расположившаяся в Виллемстаде на соседнем острове Кюрасао. В зону её оперативного обслуживания входят острова Аруба и Бонайре. Основной контингент, по которому ведётся вербовочная работа, - это венесуэльцы. На этих островах проводятся также встречи с представителями венесуэльской оппозиции, которые вовлечены в заговорщицкую деятельность по свержению правительства Мадуро.

Карвахаль не поддался на шантаж, потребовал встречи с венесуэльскими официальными лицами. Для разрешения кризисной ситуации и предупреждения возможного насильственного вывоза Карвахаля в США (как это не раз делали цэрэушники) из Венесуэлы на остров срочно вылетел Каликсто Ортега (Calixto Ortega), заместитель министра по странам Европы.


Президент Николас Мадуро заявил в связи с «делом Карвахаля», что это была «спецоперация США, проведённая для шантажа и запугивания высшего военного руководства нашей родины: или отказывайтесь от своих принципов и присоединяйтесь к антиправительственному заговору, или мы заведём на вас дела и подвергнем фальсифицированным процессам в судах Империи. Чтобы продемонстрировать на практике, что Империя способна осуществить подобные угрозы, было осуществлено нападение на Карвахаля, прозвучали угрозы в адрес Ранхеля Сильвы [Rangel Silva] и Родригеса Часина [Rodriguez Chacin]».
Заместитель госсекретаря по Латинской Америке Роберта Якобсон (Roberta Jacobson) с раздражением заявила: «Освобождение Карвахаля – это ничем не оправданное использование дипломатической неприкосновенности и потому является насмешкой над этим важным принципом». В Госдепартаменте также утверждали, что Венесуэла угрожала Арубе, Голландии и некоторым другим странам, чтобы добиться освобождения Карвахаля: «В вопросах, связанных с поддержанием законности на международной арене, нельзя так себя вести». Невозмутимость, с какой Вашингтон выставляет себя в роли беспорочного блюстителя мирового правопорядка, способна вызвать гомерический хохот!
В Вашингтоне не отказались от идеи наказания Карвахаля и других неугодных венесуэльских политиков. Через СМИ распространяются разного рода «официальные документы», в которых утверждается, что венесуэльские военные и сотрудники спецслужб «оказывали содействие» партизанам FARC в наркооперациях, предоставляли им временные укрытия на территории Венесуэлы. В качестве доказательств используются сведения, полученные от дезертиров, двойных агентов и сомнительных персонажей, стремящихся заработать. Информационно-разведывательная продукция спецслужб США не блещет качеством (один из примеров - сводки по Украине). При этом Уго Чавес и Николас Мадуро никогда не скрывали сложности обстановки в пограничных с Колумбией районах, но не из-за партизан, а из-за ультраправых полувоенных отрядов, сотрудничающих с наркокартелями. Спорадические же контакты с партизанами имели место, прежде всего, в период, когда Чавес по просьбе правительства Колумбии старался наладить диалог между противоборствующими сторонами.
«Дело Карвахаля» ещё раз показало, какого рода провокации используют спецслужбы США в своей работе за рубежом. Стратегическая задача – глобальное доминирование, всё остальное не имеет значения.