Перуанский парадокс
6 Апреля 2006г.
Перевод И.Назаровой
Любопытный феномен наблюдается в Перу: при стабильном росте экономики, минимальной инфляции, сокращении доли бедного населения, как показывают опросы общественного мнения, на первое место в предвыборной гонке выходит кандидат, больше всех критикующий нынешнюю систему.
Кандидат от националистической партии, ярый противник свободного рынка Ольянта Умала, подполковник в отставке, близкий к президенту Уго Чавесу, обошел всех кандидатов на пост Президента. На данный момент Умала набирает 32% голосов, за ним следует сторонница свободного рынка Лурдес Флорес (28%). Как только стали известны эти результаты, биржа ценных бумаг Перу отреагировала падением курса акций.
Признаки недовольства избирателей проявлялись давно, ведь популярность президента Толедо уже несколько лет одна из самых низких в Латинской Америке.
Рост голосов в пользу Умалы интригует экономистов. Чем вызвано то, что кандидат, наиболее радикально противостоящий открытой экономике, набирает голоса в одной из стран Латинской Америки, где экономика свободного рынка успешно способствовала сокращению бедности.
А если взглянуть на макроэкономические показатели Перу, начиная с 2001 года, т.е. с принятия Толедо президентских полномочий, вот что мы увидим:
По официальным данным, экономика в прошлом году выросла на 6,7%. Это был пятый год последовательного экономического роста Перу, что превратило экономику страны в одну из самых стабильно развивающихся в Латинской Америке. Вложения частного капитала выросли почти в три раза за последние три года, экспорт увеличился с 9 миллиардов долларов в 2003 года до 19 миллиардов долларов в прошлом. Инфляция составляет всего 1%, что является одним из самых низких показателей в регионе.
Доля бедного населения уменьшилась с 54% в 2001 году до 48% в 2005. Доля беднейшего населения снизилась с 24% в 2001 году до 18% в прошлом году.
В телевизионном интервью на прошлой неделе я спросил президента Толедо, почему его экономическая политика не поддерживается населением. Толедо, который родился в крайне бедной семье и изучал экономику в университетах Гарварда и Стэнфорда, ответил, что существует задержка во времени между экономическим ростом и его отражением на уровне жизни народа. Это приводит к тому, что многие люди теряют терпение. «Даже один из самых высоких показателей роста экономики в Латинской Америке – 6,7% - недостаточен», сказал Толедо. «Нам нужно, чтобы выгода от экономического роста выражалась в рабочих местах, уменьшении бедности, улучшении здоровья населения. Люди проявляют нетерпение, и обязанность руководителя государства – зажечь фитиль веры в демократию». Не называя имени Умалы, Толедо предупредил, что изменение экономического курса Перу имело бы катастрофические последствия.
«Если тот, кто придет к власти, дестабилизирует экономическую платформу, считая, что может таким образом полностью переделать Перу, он только отпугнет инвесторов и затормозит развитие Перу», сказал Толедо. «Чтобы противостоять нищете, мы должны расти, а для роста необходимы вложения, а чтобы иметь вложения, нам нужна политическая, экономическая и юридическая стабильность».
Мое мнение таково: есть две основных причины, по которым многие перуанцы недовольны существующим положением вещей.
Во-первых, Толедо был прекрасным администратором, но неумелым политическим деятелем. Слишком много обещал до вступления в должность, затем совершил много заметных ошибок (когда, например, отказался признавать свою незаконнорожденную дочь, а затем сделал это под давлением общественности). Это подкосило его популярность. Во-вторых, вполне возможно, что впечатляющие цифры экономического роста Перу не полностью отражают действительность, поскольку более половины трудоспособного населения живет тем, что экономист Эрнандо де Сото называет неформальной экономикой. Речь идет о тех, кто торгует на улицах или подрабатывает на незарегистрированных такси и кто, при всей значимости данного сектора, не фигурирует в официальной статистике.
Толедо прав, говоря, что Перу идет по правильному пути и что изменение направления приведет только к увеличению бедности. Как продемонстрировали Китай, Индия, Испания, Чили и многие другие страны с различными моделями развития, которым удалось снизить уровень бедности, открытая экономика функционирует при условии следования выбранного курса, а не шараханья из стороны в сторону. Но главное, что должны были бы сделать Перу и другие страны – это включить неформальный сектор экономики в официальные статистические данные. Иначе экономическая статистика так и не будет отражать реального положения вещей и объяснять причины недовольство большинства населения.