Умала - президент со связанными руками?

Нил Никандров - http://fondsk.ru
8 Июня 2011г.
Ольянта Умала
Во втором туре президентских выборов в Перу победил Лидер Националистической партии Перу Ольянта Умала. Из 20 млн. избирателей за него высказалось чуть более половины. “После 19 лет правления неолибералов левые всё-таки пришли к власти”, – такой была стандартная реакция СМИ. “Наконец-то, президентом стал политик с подлинно перуанскими корнями, патриот, который с уважением относится к индейской истории страны и сам с гордостью носит героическое имя, означающее на языке аймара “Воин, который видит всё вокруг себя”, - эти восторженные отклики появились на сайтах сторонников Ольянты из его избирательного блока “Побеждает Перу” (Gana Perú).

Кейко Фухимори, представлявшая правый спектр политических сил (Fuerza 2011), не “добрала” 400 тысяч голосов, чтобы стать хозяйкой Дворца Писарро. Её призывы «не доверять Ольянте, этому волку в овечьей шкуре и другу Чавеса» не помогли. Разочарование Кейко вполне понятно. В Лиме у неё стабильно бóльшая база поддержки, чем у Ольянты. С нею регулярно контактировали дипломаты США. Однако предвыборная ситуация стала меняться за две-три недели до выборов. Сенсацией стало обращение “100 перуанских писателей” к электорату с призывом отдать голоса за Ольянту. Самый знаменитый “подписант” – Марио Варгас Льоса, Нобелевский лауреат, постоянный политический и идеологический оппонент Умалы, воинственный либерал – странным образом изменил позицию. Некоторые аналитики сочли это событие “долгожданным сигналом посольства США”: “Они остановили свой выбор на Ольянте”.

В обращении утверждалось, что выбирать между Ольянтой и Кейко весьма сложно. Но Умала – меньшее зло. А вот Кейко никоим образом нельзя допускать к власти, поскольку она воплощает “угрозу для демократии в стране, зловещую перспективу восстановления диктатуры своего отца Альберто Фухимори”. Он был осуждён на 25 лет тюрьмы за создание “эскадронов смерти”, нарушение прав человека, преследование политических оппонентов, установление тотального контроля над средствами массовой информации. Кейко никогда “не отрекалась” от отца и, более того, считает его правление самым успешным за последние десятилетия. По мнению писателей, “победа Кейко, то есть мафии Фухимори” – это угроза для будущего страны. Кейко объявит амнистию, и её отец вновь будет править страной из-за кулис. Поэтому остаётся только один выход: голосовать за Ольянту! Тем более что лидер избирательного блока «Gana Perú» публично обязался крепить демократию в стране, уважать свободу слова, прислушиваться к рекомендациям гражданского общества и держаться «подальше от Чавеса». «Мы будем бдительно следить за тем, как Ольянта выполняет свои обещания», - предупредили «подписанты».

«Проблема Чавеса» – одна из ключевых для Ольянты. Для победы ему пришлось пойти на компромиссы с правящей элитой страны. Угрозы в его адрес звучали не раз: вплоть до возможности организации государственного переворота «сверху» (эти слова обронил как бы невзначай уходящий президент Алан Гарсия). Ольянта должен иметь в виду: если он пойдёт на сближение с «популистским блоком» ALBA, то шансов добраться до конца президентского срока у него немного: «Пусть помнит о свержении гондурасца Селайи».

Отмежёвываться от Чавеса в ходе нынешней избирательной кампании Ольянте приходилось постоянно. Его противники без устали твердили: «Команданте Ольянта – марионетка венесуэльского диктатора». Поэтому на каждой встрече с избирателями Умала уверял: «Чавес – пройденный этап, его революция - не наш путь». По совету имиджмейкеров из Бразилии, близких к руководству Партии трудящихся, Умала с восхищением отзывается об успехах бразильской модели развития, достоинствах Инасио Лулы да Силва как политика. «Дальнейшее углубление перуанско-бразильских отношений – это стратегическая задача нашей внешней политики», - говорит Ольянта.

Немало внимания Ольянта уделяет налаживанию контактов с посольством США в Лиме. Публикация материалов Wikileaks подтверждает, что он встречался со всеми американскими послами за период 2006–2011 гг.: с Джеймсом Кертисом Страблом, Микаэлем Мак-Кинли, Розе М. Ликис. Он разъяснял свою программу действий, позитивную настроенность на диалог с Вашингтоном, подчёркивал, что намерен проводить внутреннюю и внешнюю политику только в интересах Перу, игнорируя те «региональные течения, которые можно обозначить как антиамериканские». Если первые посольские депешы об Ольянте содержали критический заряд («он воспринимает нас – США – в параноидальном свете»), то постепенно тональность оценок менялась.

Страбл так характеризовал Ольянту: «Он обладает многими достоинствами, которые успешно продемонстрировал в избирательной кампании (2006), – уверенностью, убежденностью, харизматичностью, способностью вызвать доверие у бедных. Плюс привлекательное лицо метиса в стране, где большинство национальных руководителей имеет внешность европейцев. Есть у него и очевидные недостатки, включающие военное прошлое. Такая личность требует полного повиновения себе и не склонна к компромиссам. Ольянта полагает его отождествление с Чавесом преувеличением, но признаёт, что восхищается венесуэльским лидером и включает его в число своих друзей».

В беседах с американцами Умала подчёркивал, что считает себя националистом и прагматиком, но никоим образом не «леваком» (izquierdista). «Опасные антисистемные радикалы угрожают стабильности Перу, - говорил Умала дипломатам. – Я могу спасти страну от (эксцессов) радикализма!» Под своим флагом он собрал многие прежде разрозненно действовавшие организации, группировки, мини-партии, занимавшие враждебные позиции в отношении неолиберальных правительств Альберто Фухимори, Толедо, Гарсии. Если верить материалам Wikileaks, Умала прямо говорил американцам, что «лучше иметь эти группы внутри цирка, чем снаружи», то есть под его личным контролем.

Заместитель госсекретаря США по Латинской Америке Артуро Валенсуэла отозвался об итогах выборов в Перу так: «Как мы понимаем, пока ещё нет официального заявления кандидата Ольянты Умалы, который, как кажется, победил. Но мы готовы работать с ним в интересах наших обеих стран и поздравляем его с этим событием». Валенсуэла упомянул о «почти ничейном результате» и похвалил Умалу, Кейко и перуанцев за «проявленную демократическую зрелость». Надо полагать, что победителя вскоре тепло поздравит и Барак Обама. Перу, наряду с Колумбией и Чили, - стратегический партнёр США в Южной Америке. Утрата «перуанского плацдарма» может стать серьёзным провалом нынешнего курса Вашингтона на активизацию «оси» анти-ALBA в Латинской Америке, в которую входят Мексика, Колумбия, Чили и Перу.

На территории Перу возводятся новые базы США. В портовом городе Кальяо и городе Айякучо привыкли к американцам с военной выправкой. В перуанской Амазонии, в Икитосе, размещена база ВВС США. Прикрываясь задачами борьбы с наркотрафиком, американцы используют её для подрывной работы против «популистских режимов» Эво Моралеса, Рафаэля Корреа и Уго Чавеса. Существует несколько десятков соглашений между США и Перу, обеспечивающих расширение североамериканского военного и разведывательного присутствия в регионе. Спецслужбы США вербуют агентуру из числа перуанцев, обращая особое внимание на тех военнослужащих и сотрудников силовых структур, которые обладают возможностями по оперативно-информационному освещению бразильской Амазонии. В Вашингтоне всегда пристрастно относились к водным и биоресурсам этой территории. Периодически запускается в оборот тезис о необходимости установлении «международного контроля» над Амазонией в целях её «сохранения для человечества». Положит ли новоизбранный президент конец этой недружественной политике прежних неолиберальных правителей Перу в отношении Бразилии? Укажет ли американским партнёрам на недопустимость враждебных операций против правительств блока ALBA с территории Перу?

Вопрос о содержании компромиссов Ольянты с Вашингтоном остаётся открытым. Венесуэльский политолог Элихио Дамас в статье «Как отнестись к триумфу Умалы?», опубликованной порталом Apporea.org 7 июня, призывает не делать поспешных выводов. В новейшей истории Латинской Америки немало случаев, когда «левые националисты», «прогрессивные офицеры», «лидеры-индихенисты» становились «реальными политиками» и отказывались от прежних убеждений. Самый свежий пример – Маурисио Фунес в Сальвадоре. Он пришёл к власти благодаря решающей поддержке Фронта национального освобождения Фарабундо Марти (FMLN). Однако время компромиссов для него прошло. Сейчас он энергично конспирирует против своих бывших друзей из Фронта, членов правительства, получая поддержку посольства США. Классическим примером предательства является подполковник Лусио Гутьеррес, ставший президентом Эквадора на гребне стихийных народных выступлений. Резидентуре ЦРУ не потребовалось много усилий, чтобы использовать его в интересах Империи.

О наличии далеко идущих соглашений Умалы с Вашингтоном свидетельствует его сближение с Алехандро Толедо, экс-президентом, лидером партии «Perú Posible». Толедо был на хорошем счету у Буша-младшего, никогда не противоречил директивам «вашингтонского обкома». Альянс с Толедо добавил к парламентскому активу Ольянты 21 депутата, всего их будет 68, что позволит ему обеспечить большинство в Конгрессе. За спиной Толедо легко угадывается силуэт «троянского коня» со звёздно-полосатыми опознавательными знаками.

Инаугурация Ольянты пройдёт в конце июля. Пригласит ли он Чавеса на это событие или – закулисно, во избежание политических неудобств, - попросит под благовидным предлогом воздержаться от приезда в Лиму? Ближайшее будущее покажет истинного Ольянту Умалу, «воина, который видит всё вокруг себя»…

P.S. Есть, правда, и другие, более категоричные оценки будущих событий в Перу. Колония «венесуэльских политических эмигрантов», насчитывающая до 200 человек, готовится к срочной эвакуации в Соединённые Штаты. «Мы бежали от Чавеса, - сказал один из них, - и он снова угрожает нам, под другим именем».
Поделиться
Ссылка скопирована!