Удушающая политика США в Гондурасе

Нил Никандров - https://fondsk.ru
22 Февраля 2023г.
Песенка «Гондурас в огне» из 90-х годов, а заодно и клип с комичными партизанами, напомнили об этой оккупированной Соединёнными Штатами стране в Центральной Америке. По числу дипломатов и сотрудников спецслужб, военного персонала, расквартированного в Гондурасе, «некоммерческих» организаций, религиозных сект «made in USA» и прочих подозрительных формирований, страну без преувеличения можно считать захваченной американцами. Все последние администрации США называли Гондурас наиболее послушным союзником в Латинской Америке, не доставлявшим серьёзных проблем. Прогресс обходит страну стороной, потому что в таком полуколониальном состоянии её проще держать «на коротком поводке».

Сиомара Кастро

Правительству Сиомары Кастро высвободиться из стальной хватки империи в нынешней ситуации будет крайне сложно. Недавно исполнился год её избрания на президентский пост, и становится всё очевиднее, что предвыборная, «популистская» по сути, программа Кастро саботируется американским посольством по всем каналам.

Стоит отметить, что многоопытным советником Сиомары является Мануэль Селайя, её муж с 1976 года, который был законно избранным президентом Гондураса (2006 – 2009 гг.). Он не скрывал своей ориентации на левых политических деятелей того времени – Уго Чавеса, Луиса Инасио да Силву, Нестора Киршнера и других, выражал симпатии кубинской революции. Попытка переизбраться на второй срок ему не удалась: сработал многоплановый саботаж американских спецслужб. Тогда в Пентагоне не на шутку разъярились: Селайя заявил, что закроет опорную базу США в Сото-Кано (Пальмероле) и на её месте возведёт современный международный аэропорт. По большому счёту, Селайя легко отделался: его не убили, лишь выслали из страны. Обвинять его в наркотрафике американцы не стали, скорее всего, не успели сфабриковать соответствующую фактуру.

С другим президентом Гондураса – Хуаном Орландо Эрнандесом (2014 – 2022) Вашингтон поступил иначе. Два своих срока он покорно следовал американским установкам по внешней и внутренней политике страны. Был образцовым, точнее угодливым, вассалом империи, рассчитывая на ту или иную форму благодарности, когда окажется вне государственных дел. С особым рвением Эрнандес укреплял взаимодействие гондурасских силовиков с Пентагоном и американскими спецслужбами. При нём заметно увеличилось количество военных учений на территории страны. Через опорную базу США в Сото-Кано (Объединённая оперативная группа «Браво») прошли тысячи морских пехотинцев, пилотов ВВС, активизировалось патрулирование боевых кораблей в Карибском море и других районах Атлантики.

История Группы «Браво» - это операции по похищению и «нейтрализации» левых активистов в регионе, создание перевалочных баз для наркотрафика под контролем ЦРУ и ДЕА. Сотни транспортных компаний с авиапарками небольших самолётов и флотилиями скоростных катеров и мини-субмарин задействуются для переброски наркотиков на территорию США.

Будучи президентом, Эрнандес восторженно приветствовал малейшие шаги Вашингтона в борьбе с наркотрафиком в Гондурасе и Центральной Америке. О своём вкладе в противоборство с наркокартелями Эрнандес напоминал постоянно, в частности, об инициативе по формированию американцами спецподразделения в 250 морпехов, с вертолётами и скоростным катамараном. По сути, инициатива была американской, но озвучивалась через гондурасского президента. Одновременно создавались условия для бесконтрольной деятельности ДЕА в стране, полицейским и разведывательным органам предписывалось максимально сотрудничать с американцами по выявлению центров производства и каналов транспортировки наркотиков в США и Европу.

Хуан Орландо Эрнандес

Разумеется, пресечь такой прибыльный бизнес как поставки кокаина и галлюциногенов в центры потребления (прежде всего в США) американцам добиться не удалось. Они к этому и не стремились. Наркоторговля используется не только для создания фондов для подрывной работы во «вражеских» государствах, но и для компрометации неугодных латиноамериканских политиков, причём не только венесуэльцев, никарагуанцев, аргентинцев, но иногда и тех, кто, казалось бы, сохранял лояльность Соединённым Штатам. Очевидна парадоксальность ситуации: чем больше выделяется Вашингтоном на борьбу с ветряными мельницами наркотрафика финансовых ресурсов, сил и средств, тем непобедимее кажутся разветвлённые структуры картелей – «Синалоа», «Лос Сетас», «Тамплиеров» и прочих.

Когда потребовался «козёл отпущения» за проколы в борьбе с наркокартелями по периметру границ США, в Вашингтоне без долгих заморочек назвали главным виновником провалов экс-президента Гондураса Орландо Эрнандеса. В 2019 году в Майами к пожизненному заключению был приговорён его брат Тони Эрнандес, который переправил в США 185 тонн кокаина. Теперь взялись за Орландо: его вывезли в США и будут судить за наркотрафик. Полностью безгрешным считать его нельзя, но засветился он не в большей степени, чем некоторые из президентов, возглавлявших в разное время Колумбию, Гватемалу, Доминиканскую республику и некоторые другие страны региона. Негативную роль в «падении» Эрнандеса сыграла его чрезмерная доверчивость к американским кураторам, которые демонстрировали максимальное дружелюбие, но по всем каналам «сотрудничества» вели сбор компромата на президента и его окружение. Показательная расправа над Орландо готовится для того, чтобы напомнить другим «подотчётным» президентам в регионе, кто хозяин в доме. Суд над Эрнандесом переносился в США несколько раз под предлогом сбора доказательной базы. Ведётся соответствующая обработка главарей наркокартелей, осуждённых в США. Предполагается участие в процессе мексиканского наркобарона «Эль Чапо». Отличный замысел следствия: чего только не наговоришь ради облегчения собственной участи.

Лаура Догу
Нынешний президент Гондураса Сиомара Кастро вызывает у посла США Лауры Догу рефлекторно враждебные ассоциации. После нелёгкой посольской миссии в Никарагуа, где Даниэль Ортега не давал ей спуска в конфликтных ситуациях, американка, видимо, рассчитывала на президентскую неопытность Сиомары, пыталась навязать ей содержание текущей и перспективной повестки взаимоотношений. Высокомерные советы Догу получили отпор. Её регулярно вызывают в МИД для вручения нот протеста: вмешательство во внутренние дела страны недопустимо! Претензии высказываются по широкому спектру «проколов» посольства США, вплоть до искажённого упоминания должностей и функций высокопоставленных чиновников. Не так давно МИД Гондураса осудил высказывания Догу на собрании Гондурасско-американской торговой палаты, где она заявила о своей «обеспокоенности» цифровым пиратством в стране. Догу негативно высказалась и о планах энергетической реформы в Гондурасе, назвав их «опрометчивыми». В той или иной форме лейтмотив практически всех последних заявлений посольства США: Сиомара Кастро не должна импровизировать, ей следует избегать популизма, правильно выбирать друзей.

Антагонистичные США силы в регионе (Куба, Никарагуа, Мексика, Бразилия и другие) не питают иллюзий в отношении скорой финансово-экономической и социальной трансформации Гондураса. И всё-таки именно они выступают с поддержкой политики Сиомары Кастро по защите независимости и национального достоинства, обеспечению курса на модернизацию страны в интересах народа, по противодействию различным формам имперского давления.

Ход истории необратим, и когда-нибудь Гондурас избавится от оков колониализма. Одним из реальных шагов на этом пути станет ликвидация американской базы Сото-Кано. Международный гражданский аэропорт Пальмерола станет символом Гондураса, устремлённого в будущее.
Поделиться
Ссылка скопирована!