В Чили прошёл национальный плебисцит о смене конституции
27 Октября 2020г.
Несмотря на массу рисков и запретов, связанных с пандемией, в плебисците участвовало 50,88% граждан, имеющих право голоса, из которых ЗА ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ высказались 78,28% и ПРОТИВ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ 21,72%.
Что касается механизма создания новой конституции, ЗА КОНСТИТУЦИОННУЮ КОНВЕНЦИЮ (ПОЛНОСТЬЮ ИЗБИРАЕМУЮ ИЗ ГРАЖДАН ЗАНОВО, БЕЗ УЧАСТИЯ НЫНЕШНИХ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ) высказались 78,99% и ЗА СМЕШАННУЮ КОНВЕЦИЮ (ГДЕ ПОЛОВИНА НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ И ПОЛОВИНА ВНОВЬ ИЗБРАННЫХ КОНВЕНЦИОНИСТОВ) высказались 21,01%.
Причем голосования чилийцев за рубежом показали еще более радикальную тенденцию: в странах Европы она составила соотношение голосов даже не 5 к 1 как в Чили, а примерно 10 к 1.
Показательно, что из 346 коммун страны (чилийских районов), противники изменения конституции победили только в 5: это деревушка Кольчане в горах севера на границе, являющаяся по сути военным гарнизоном, «район Антарктика» - стопроцентная база военных и три самых богатых района Сантьяго: Лас-Кондес, Витакура и Ло-Барнечеа, средний доход в которых примерно в сорок раз превышает доходы жителей бедных окраин города.
Несмотря на то, что почти все в Чили привыкли называть себя «средним классом», цифры точно отразили глубоко классовую суть нынешней экономической модели, благоприятствующей примерно 20% населения.
В проведении плебисцита – кроме его результатов - поразили еще два момента:
Высочайший уровень дисциплины и порядка со стороны граждан и молодежи, после месяцев настоящих боев с полицией на баррикадах по всей стране. Именно чтобы сделать этот день возможным. Никаких скандалов или провокаций. Один из самых мирных и корректных процессов в избирательной истории.
Бесконечный оппортунизм власти. Начиная с заявлений президента Пиньеры о том, что «все мы, чилийцы, давно мечтали о новой конституции», заканчивая пиночетистами, «ставшими» чуть ли не «левыми» и повторяющими известную мантру кота Леопольда. Так бывший министр Пиночета мэр района Лас-Кондес, Хоакин Лавин – одна из главных президентских карт правых на следующих выборах – уверяет публику, что по убеждениям он – «социал-демократ», и «уже нет смысла говорить о левых и правых» и что главное это «мир и уметь слушать друг друга».
Совершенно очевидно, что главная, реальная, огромная и чуть ли не единственная угроза родившемуся в результате вчерашнего плебисцита шансу на перемены – со стороны опытных традиционных политиков, уже работающих над тем, чтобы превратить следующую конституции Чили в набор красивых деклараций, которые не затронут действующую модель власти, несовместимую с реальной демократией. Самый большой риск – в том, чтобы посчитать нынешний огромный успех народа его окончательной победой.
Напоминание об этом - полицейский вертолёт, не покидающий весеннего неба Сантьяго.