Чили: индейцы-мапуче борются за свои права
9 Ноября 2007г.
Политический характер преследования семерых мапуче не вызывает сомнения. Эктор Льяйтитул, Патрисия Тронкосо, Хайме Марилео, Хуан Мильялен, Хосе Уэнчунао, Иван Льянкилео и Вайкилаф Кадин Калфунао отстаивают право своего народа на автономию, на спокойную жизнь на своей исторической земле, которая все в большей степени подвергается натиску неолиберальных дельцов, коммерсантов и предпринимателей, жаждущих быстрого обогащения. Под разными предлогами они добиваются разрешения на лесоразработки, добычу полезных ископаемых, строительства ГЭС и т.п., игнорируя справедливые протесты индейских общин. Как правило, эти протесты не принимаются во внимание чилийским правительством, что еще более способствует росту протестных выступлений мапуче.
Как следствие – милитаризация исторических территорий мапуче, провокации военной конфронтации, беспощадное преследование всех, кто пытается выражать протест. Нельзя не отметить, что молодые руководители мапуче имеют университетское образование, полученное в Канаде, Голландии и других западных странах, хорошо разбираются в юриспруденции, социологических науках, конституционном праве. Это никоим образом не экстремисты, пытающиеся добиться своего любой ценой.
Не напрасно Хуан Гусман, судья, который вел следствие по «делу Пиночета» (ныне – декан юридического факультета Центрального университета), после посещения в тюрьмах лидеров мапуче назвал их «политическими заключенными». Гусман заявил также, что уверения правительства М. Бачелет в том, что «насилие против коренных народов [Чили] прекращено», не соответствуют действительности, как и утверждение, что с «дискриминацией покончено».
Стойкое сопротивление народа мапуче вынудило нынешнее «социалистическое» правительство Чили принять проект (только проект!) Конституционной реформы по признанию индейских народов Чили и их прав. Теперь проект должен быть одобрен парламентом, в котором немало депутатов правого толка с соответствующим подходом к «индейскому вопросу», который прежде решался просто: мапуче не должны претендовать на какую-то «особость» или «исключительность», они такие же чилийцы, как и все остальные, и обладают такими же правами, как и все чилийцы. Именно так отмахиваются чилийские власти от требований мапуче, которые, несмотря на все заверения властей, всегда были маргинальной частью общества, самой эксплуатируемой, унижаемой, принуждаемой к ассимиляции. До сих пор замалчиваются кровавые эпизоды геноцида властей против мапуче в 20-30-е годы ХХ столетия.
До недавнего времени индейцев не брали, например, на военную службу, и можно по пальцам пересчитать тех индейцев, которым удалось «дослужиться» до низших воинских званий. Еще бы, элитарность чилийской армии, ее предпочтительный «белый» расовый контингент бросается в глаза, как и прусская выучка. Не случайно в кабинетах чилийских командиров высшего звена до последнего времени нередко висели портреты военачальников Третьего рейха (сейчас, при Бачелет, наверное, попрятали эти портреты).
В Чили все настойчивее звучат обращения к президенту Мишель Бачелет с просьбой о «помиловании» лидеров мапуче. Но позволят ли ей это сделать право-консервативные силы страны, влияние которых на «социалистическое» правительство остается очень сильным?