Венесуэла-Колумбия: Чавес предложил изменить статус FARC

18 Января 2008г.
Вскоре после освобождения Революционными вооруженными силами Колумбии (FARC) Консуэло Гонсалес, депутата колумбийского парламента, и Клары Рохас, бывшего кандидата в вице-президенты Колумбии, президент Венесуэлы Уго Чавес призвал мировое сообщество изменить статус колумбийских партизан с «террористов» на «повстанцев»: «Это не террористические группировки, а настоящие армии, контролирующие часть территории страны», - заявил он.

Чавес считает, что война в Колумбии может прекратиться, только если правительство страны вступит в переговоры с партизанами, а для этого необходимо изменить их статус с «террористов» на «повстанцев»: «Пока колумбийское правительство продолжает называть их террористическими группировками, о каком мире может идти речь?» Президент Венесуэлы подчеркнул, что его страна также страдает от вооруженного противостояния в Колумбии. Признание партизан воюющей стороной, по мнению Чавеса, в обязательном порядке заставило бы их подчиниться Женевским соглашениям и прекратить практику похищения людей.

Как и следовало ожидать, правительство Колумбии, нацеленное на военное решение конфликта, ответило отказом на призыв президента Венесуэлы вычеркнуть партизанские армии из списка террористических организаций. Министр внутренних дел Колумбии немедленно отреагировал на заявление Чавеса, назвав его «из ряда вон выходящим». Президент Альваро Урибе заявил, что только когда партизаны докажут свою готовность к миру, можно будет говорить об изменении их статуса. А пока что они - «террористы, которые пытают детей, убивают мирных жителей, похищают политиков». Сам он надеется на помощь церкви в освобождении заложников. Урибе снова отказался выполнить единственное требование командования FARC - демилитаризировать муниципалитеты Прадера и Флорида, чтобы осуществить мирный обмен заложников на находящихся в колумбийских тюрьмах партизан.

С критикой предложения Чавеса выступил председатель Объединенного комитета начальников штабов США, адмирал Майк Муллен: «Я не думаю, что это поможет сохранению длительного мирного положения, которое мы хотели бы видеть в этом регионе» и добавил: «Честно говоря, я не удивлен такой поддержкой [партизан Чавесом]».

Несмотря на негативную реакцию правительства Колумбии и целого ряда политиков правого толка, в том числе и в самой Венесуэле, Чавес заявил, что настаивает и будет настаивать на исключении колумбийских партизан из списка террористов.

Он напомнил, что военные действия, активно проводившиеся в рамках «Плана Колумбия», не дали результата, не привели к миру. «Они не смогли сделать этого в течение 60 лет и не смогут сделать еще 600 лет, так же как и партизаны никогда не смогут вооруженным путем захватить власть».

Президент Венесуэлы мужественно отверг всю, подчас саркастическую, критику своего предложения и заявил, что до конца будет выступать в защиту мира и человеческих жизней.

Нужно напомнить, что колумбийских партизан начали называть террористами после трагических событий 11 сентября 2002 года. Чавес и те, кто его поддерживают, тут же задают вопрос, а кто тогда правительство США, развязавшее войну в Ираке, Афганистане и выступающее с угрозами в адрес других стран?

Некоторые западные информационные агентства поторопились сообщить, что те страны, которые активно поддержали Чавеса в проведении операции «Эммануэль», дистанцировались от его предложения. Однако представители правительств Аргентины и Бразилии немедленно опровергли эту информацию и выразили готовность содействовать политическому, а не военному решению конфликта и добиваться освобождения всех пленников с обеих сторон. Также было указано, что они, как и многие другие страны, не рассматривали Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC) и Армию национального освобождения (ELN) как террористические организации.

Активно поддержали Уго Чавеса компартии Венесуэлы и Колумбии. По мнению Карлоса Лосано, директора колумбийского еженедельника «La Voz» («Голос») и одного из руководителей компартии, Чавес «ищет путь к миру»: исключение партизан из списка террористов открывает - при международной поддержке - самый верный путь к решению конфликта.

Лосано указал, что целый ряд стран Европы и Латинской Америки в той или иной форме имеют контакты с колумбийскими партизанами, но не для раздувания конфликта, а для поиска его мирного разрешения. В самой Колумбии, обвиняя во всех грехах только партизан, часто закрывают глаза на преступления парамилитарес (полувоенных отрядов самообороны) и наркотрафикантов.

Колумбийский коммунист призвал все левые силы недвусмысленно и решительно поддержать предложение президента Венесуэлы.

Неправительственная организация Международная Амнистия, признав право и обязанность правительства Колумбии навести порядок в стране, заявила, что ненаказуемость многих преступлений, совершаемых в этой стране, и нарушение прав человека со стороны армии и парамилитарес ведут к эскалации насилия.

Международный Красный Крест также выступил в поддержку предложения Чавеса. В Колумбии, сказал представитель этой организации, должны действовать постановления Женевской конвенции. В этой стране идет война, и обе стороны должны уважать принципы международного права.

Нашел Чавес поддержку и у Ассоциации колумбийцев в Венесуэле. Ее координатор Карлос Танус обратил внимание на то, что отряды парамилитарес, которые, по заверению правительства Колумбии, были якобы распущены, по-прежнему хозяйничают вдоль венесуэльско-колумбийской границы и контролируют торгово-экономическую деятельность в этом регионе. Контрабандными путями они вывозят для перепродажи дешевый венесуэльский бензин и продукты питания.

Танус добавил, что присутствие войск США у границы Венесуэлы создает угрозу стабильности в регионе и нормализации двусторонних отношений.

Известный политический деятель Мексики Порфирио Муньос Ледо тоже во многом согласен с Чавесом. Ледо связал предложение Чавеса называть партизан Колумбии воюющей стороной с декларацией 1981 года правительств Мексики и Франции, в которой они признали Фронт Фарабундо Марти в Сальвадоре политической организацией, что позволило начать переговоры и подписать мирное соглашение в январе 1992 года.

Освобождение Консуэло Гонсалес и Клары Рохас дало надежду на освобождение всех заложников, страдающих в партизанском плену. По этому поводу Иоланда Пулесио, мать Ингрид Бетанкур, кандидата в президенты, похищенной 6 лет назад, выразила надежду, что международное мнение все-таки заставит колумбийского президента Альваро Урибе начать переговоры с повстанцами.
Поделиться
Ссылка скопирована!