Куба на пороге реформ
9 Августа 2010г.
«Действовать целостно, так, как это необходимо»
В этих условиях на острове снова заговорили о необходимости перемен в социально-экономической модели развития. Изменения на Кубе не могут быть поспешными, в противном случае они породят еще большие проблемы для страны, заявил кубинский лидер Рауль Кастро, выступая в начале апреля на IX съезде молодых коммунистов Кубы. «Я знаю, что некоторые товарищи подчас теряют надежду, желая немедленных изменений во многих сферах. Я, конечно, говорю о тех, кто делает это, не поддаваясь на игру врага», - заявил Кастро.
«Мы понимаем эти обеспокоенности, которые, в основном, вызваны незнанием всей полноты задачи, стоящей перед нами, глубины и сложности взаимозависимости различных факторов жизни общества, которые должны быть изменены», - продолжил он. «Те, кто призывают двигаться быстрее, должны принимать все множество тех вопросов, которые мы сейчас изучаем... Мы должны избежать такой ситуации, когда из-за спешки или импровизируя, пытаясь решать одну проблему, создаем другую, еще более крупную», - заявил кубинский лидер.
По словам Кастро, в вопросах стратегического значения для жизни всей нации руководство страны не может позволить себе быть ведомым эмоциями и должно «действовать целостно, так, как это необходимо». Кастро также отметил, что именно поэтому власти страны пока не определили дату проведения очередного съезда правящей Компартии Кубы, и национальной партийной конференции, которая должна ему предшествовать. Как ожидается, очередной, VI съезд Компартии Кубы должен будет определить пути дальнейшего развития страны.
Однако не все были согласны с подходами к решению возникшей задачи с осторожным в политических движениях Раулем Кастро. Иного требовали не только живущие, и неплохо, на деньги из Майами местные диссиденты, но и авторитетная в обществе католическая церковь.
24 апреля 2010 года на страницах журнала гаванского архиепископата «Palabra Nueva» важное заявление сделал глава католиков острова Хайме Ортега. По словам кардинала Ортеги, все больше кубинцев понимают, что страна находится «в очень серьезной ситуации» и открыто выступают с критикой действующей власти – «сталинистской бюрократии, результат которой – апатичные работники и низкая производительность».
Впрочем, кардинал признал, что основными причинами сложной ситуации являются мировой экономический кризис, экономическая блокада со стороны США и недавние разрушительные ураганы. К сказанному Ортегой можно добавить, что только в 2008 году убыток от ураганов составил около 10 млрд. долларов. Согласимся, немалая цифра для страны с ВВП 125 млрд. долларов.
Что же касается «сталинских бюрократов», здесь кардинал ошибается. Будь на Кубе кадры, которые вырастил в СССР Иосиф Сталин, проблем оказалось бы намного меньше. Вопрос состоит в ином. Куба после 1959 года действительно совершила огромный скачок в общественных отношениях. Однако неминуемое в подобных случаях решение задач культурной революции, то есть переворот в душах людей, все еще далеко от своего завершения. В результате получается примерно так, как в СССР при позднем Леониде Брежневе: с одной стороны, «примазавшиеся» к партии карьеристы; с другой, - рост настроений социального иждивенчества в обществе. Работать, как следует, не хочется, а вот получить блага за счет других – это, как говорится, «всегда пожалуйста».
Как раз с этими явлениями хочет покончить Рауль Кастро, а вместе с ним – здоровая часть общества.
«Мы изменим все, что должно быть изменено»
Ожидалось, что программное выступление Рауля Кастро в этой связи прозвучит 26 июля, в День национального восстания. Во всяком случае, хорошо информированная испанская газета «El Pais» в начале июля писала, что начало изменений можно ожидать уже в течение нескольких недель.
Однако на торжествах 26 июля выступил не Рауль Кастро, а вице-премьер Мачадо Вентура. Куба проведет необходимые реформы, не отказываясь от своих идеалов, страна не уступит давлению извне, заявил Мачадо Вентура. «В этот исторический момент мы изменим все, что должно быть изменено. Но (сейчас) мы не будем ни поддаваться внешнему давлению, ни уступать свой суверенитет, ни отказываться от нашей мечты о справедливости для Кубы и всего мира», - сказал Вентура на площади Че Гевары в Санта-Кларе.
По его словам, павшие 26 июля 1953 года герои отдали свои жизни не напрасно, так как Куба останется верна их идеалам. «Мы не боимся ни сложностей, ни тех вызовов, которые стоят перед нами. У нас есть непобедимая сила нашего народа», - продолжил он. Руководство страны будет продолжать проводить необходимый анализ перед принятием решений, чтобы преодолеть существующие сложности. «Мы будем действовать, не прибегая к популистским, демагогическим решениям, но с чувством ответственности, без импровизаций и поспешности, чтобы не допустить ошибок и не принимать таких решений, которые не соответствовали бы нынешним условиям», - сказал Вентура.
Он также призвал к экономии, снижению госрасходов и более рациональному использованию средств во всех секторах экономики и назвал приоритетными вопросы, связанные с производством продуктов питания: от них «зависит устойчивость нашей социальной системы».
Единство революции сегодня «сильнее, чем когда бы то ни было»
Контуры перемен были обозначены, но ничего не говорилось о путях их достижения. Последнее слово оставалось за Раулем Кастро. Он обратился к теме перемен, выступив 1 августа в парламенте Кубы. Рауль Кастро дал понять, что не намерен обращаться к рыночной, то есть капиталистической экономике. Он опроверг появившиеся в западной прессе предположения о том, что Гавана планирует экономические реформы, основанные на «капиталистических рецептах». Кроме того, Рауль Кастро подчеркнул, что в рядах Коммунистической партии нет никаких разногласий по поводу скорости и глубины перемен, подчеркнув: единство революции сегодня «сильнее, чем когда бы то ни было».
Однако было обещано сократить роль государства в некоторых областях и предоставить гражданам Кубы большие экономические свободы. Речь, в частности, шла о работе на себя и занятии мелким предпринимательством.
Первоочередные меры, к которым страна приступит незамедлительно, - это сокращение государственных расходов. Рауль Кастро предупредил, что служащим госсектора, производительность и качество труда которых оставляет желать лучшего, придется искать другую работу. «Мы должны навсегда положить конец представлению о том, что Куба - это единственная страна в мире, где ты можешь жить, не работая», - весомо добавил президент.
Президент Кубы также упомянул о своем решении освободить из тюрем 52 диссидентов. Никто из этих людей, заявил Кастро, не был посажен за их убеждения, они оказались за решеткой за «контрреволюционные преступления» в угоду Соединённым Штатам. Понятно, что не может быть «безнаказанности для врагов отечества», - добавил Рауль Кастро.
Как видим, Рауль Кастро тоже пока не расставил точки над «і». Но удивляться не стоит. Ведь надо помнить, что в условиях социалистической страны генеральное решение, тем более, по столь сложному вопросу, как характер, содержание и направленность предстоящих реформ, принимает съезд правящей партии. Поэтому будем дожидаться его проведения и надеяться, что коммунисты Кубы, с учетом настроений в обществе, примут единственно правильное решение.
О столкновении интересов речи быть не может
Между тем, в обстановке ожидания судьбоносных решений о своем полном выздоровлении после тяжелой болезни заявил Фидель Кастро, которому 13 августа исполняется 84 года. Случилось это во время его встречи 30 июля с представителями молодежи в гаванском Дворце съездов. Кроме того, за последние несколько недель он неоднократно давал интервью на телевидении и выступал на публике. Кастро даже возобновил поездки за пределы Гаваны. Как сообщалось ранее, основатель социалистической Кубы посетил мавзолей, построенный в честь героев революции, находящийся в городе Артемиса.
На этом фоне в западной печати появились сообщения о том, что Фидель Кастро «выздоровел», мол, для того, чтобы остановить реформы своего брата Рауля. В частности итальянская газета «Corriere della Sera» 6 августа, когда стало известно, что Фидель Кастро на следующий день выступит на заседании Национальной ассамблеи (парламента), писала о «ситуации сведения счетов» на Кубе.
«Фидель впервые за четыре года после того, как ему пришлось передать власть брату Раулю по причине серьезной болезни, выступит перед ассамблеей. Это станет последним ярким этапом возвращения на публичную сцену команданте Фиделя, решительно настроенного защитить режим от реформистских течений. Его младший брат Рауль для спасения Кубы избрал китайский путь: экономические реформы без политических», - говорилось в публикации «Corriere della Sera».
Оказалось, однако, что буржуазные журналисты выдавали желаемое за действительное. Фидель Кастро выступил, но говорил он исключительно о сложной международной обстановке, в частности, о возможном нападении США на Иран и Северную Корею и, в связи с этим, об угрозе мировой ядерной войны. Близость Апокалипсиса неминуема, если человечество продолжит разрушение окружающей среды, а мир при этом будет управляться «милитаристской политикой» Соединенных Штатов, - так изложила речь Фиделя Кастро испанская «El Pais» 8 августа.
Но Фидель, продолжила газета, ничего не сказал о внутренней политике и реформах. Газета приходит к выводу, что братья распределили роли: Рауль занимается внутренними реформами, Фидель уделяет внимание вопросам внешней политики. Но ни о никаком столкновении интересов речи быть не может.
Парламентарии встретили Фиделя Кастро бурными аплодисментами. Кстати, Фиделя сопровождал его брат Рауль; это было их первое совместное появление на публике с момента передачи власти Раулю в 2006 году.
Надо признать, что многие на Кубе и за рубежом сочли активность Фиделя Кастро в последнее время как признак того, что он возвращается в большую политику. Но он из нее, судя по большому количеству написанных во время болезни статей аналитического характера, и не уходил. Важно другое: активизируя свое участие в общественно-политической жизни страны, ФидельКастро не претендует на командные высоты.
Министр культуры Кубы Абель Пието 7 августа в интервью Би-би-си опроверг слухи о возможном возвращении Кастро во власть и заявил, что его единственная цель – «сделать народ Кубы счастливым». «Думаю, он всегда участвовал в политическом развитии страны, однако он не входит в состав правительства», - подчеркнул Пието. «Фидель ведет активный образ жизни и это нас радует, но в дела правительства он не вмешивается, - подчеркнул он. - В этом он очень осторожен. Его занимает только международная политика».
В свою очередь, Рауль Кастро выразил недоумение относительно споров о возвращении его старшего брата к власти и заверил общественность, что среди лидеров партии нет никаких разногласий относительно направления ее развития.
* * *
Сегодня очевидно: начало XXI века оказалось для кубинцев ничуть не проще, чем окончание века XX-го. Тем более, отрадно видеть собранность и реалистичность кубинского руководства в принятии ответственных решений. Понятно, что в Гаване сейчас изучают не только печальный опыт горбачевской «перестройки» в СССР, но и противоречивые результаты реформ Дэн Сяопина в КНР. В этом, как мне представляется, залог того, что следования шаблонам не будет. Решения, которые последуют, будут, скорее всего, основываться на собственном опыте, с учётом специфики латиноамериканской цивилизации. Важно только, чтобы с этими решениями долго не задерживались. Мировой финансово-экономический кризис много времени на раздумывания не оставляет.