Шахматная доска кубинских реалий

9 Марта 2008г.
Валентина Чигирь

События последних недель на Кубе развиваются стремительно. Хотя, по глубокому убеждению кубинцев, ничего особенного на острове не происходит - жизнь идёт своим чередом.

Только что состоялись парламентские выборы. К своим обязанностям приступили избранные 614 депутатов Национальной ассамблеи – высшего органа государственной власти. Согласно кубинской конституции, избрание в парламент - непременное условие для того, чтобы получить возможность претендовать на пост председателя Государственного совета – высшую должность страны. Председатель Госсовета одновременно исполняет функции главы государства и правительства, а также является верховным главнокомандующим. Фидель Кастро Рус занимал эту должность с момента её учреждения в 1976 г., а до этого почти 18 лет выполнял обязанности премьер-министра Республики Куба.

Многие предполагали, что, как и Рауль Кастро, став депутатом Национальной ассамблеи, легендарный Команданте вновь будет избран на высший государственный пост. Так бы и произошло. Но Фидель Кастро остался верен себе и поступил, как считал для себя единственно возможным. Незадолго до начала работы парламента нового созыва он обратился к кубинцам с посланием, опубликованном в газете «Гранма» 19 февраля. В нём, в частности, говорилось: «Сообщаю моим дорогим соотечественникам, которые недавно оказали мне огромную честь, выбрав членом Парламента, на заседаниях которого должны приниматься решения, важные для судеб нашей Революции, что я не намерен претендовать и не приму, повторяю, не намерен претендовать и не приму постов Председателя Государственного совета и Главнокомандующего… Мой элементарный долг - не цепляться за посты и, тем более, не преграждать путь более молодым людям, а прививать опыт и идеи, скромное значение которых вытекает из исключительности эпохи, в которую мне выпало жить… Ни на минуту я не забывал о том, что вся слава мира умещается в кукурузном зерне… Я изменил бы своей совести, если бы занял пост, требующий мобильности и полной самоотдачи, для которых у меня нет физических сил. Объясняю это без драматизма … Я не прощаюсь с вами. Хочу лишь сражаться как солдат идей. Я продолжу писать под названием «Размышления товарища Фиделя Кастро». Это будет ещё одним оружием в арсенале, на которое можно рассчитывать...»

Национальный лидер Кубы продолжает определять политику своей страны и, как обычно, опережать действия администрации США. По мнению американского социолога Д. Брукса, автора редакционных статей в «The New York Times» и «The Weekly Standard», Белый дом и его эксперты и на этот раз выступили в «роли простых зрителей» и вынуждены были признать, что все изменения, происходящие на Карибском острове, «определяются Кубой, а не являются результатом политики, которую в течение полувека проводит Вашингтон». Так же считает и американский конгрессмен Ч. Рангель, председатель бюджетной комиссии, признавая, что на протяжении последних пятидесяти лет США вели «неправильную политику по причинам, не имеющим никакого отношения к Кубе». При этом десять американских президентов - от Эйзенхауэра до Буша-младшего – так и не смогли переломить ситуацию на Кубе на свой лад. Им всем хотелось бы вернуть Остров свободы во времена диктатора Батисты, под свой протекторат, включая "право" его военной оккупации.

Послание Ф.Кастро оживило предпринимательские и деловые круги Соединённых Штатов, ещё с конца 90-х годов пытающиеся наводить с Кубой торгово-экономические и деловые мосты вопреки блокаде. Аграрии, промышленники и фармацевты США более других «заинтересованы в удвоении усилий», которые «направлены на изменение американской политики при двухпартийной поддержке законодателей и губернаторов, считающих, что кубинский рынок – нечто более привлекательное, чем сохранение идеологической позиции, равняющейся на президента и его правительство», - отмечает «The Wall Street Journal». Отнюдь не Гавана: Майами и Вашингтон противятся переменам. Десять лет назад об этом же же писала «The Boston Globe», высказываясь за отмену американских ограничительных санкций в отношении Кубы и сравнивая блокаду острова с «берлинской стеной», возведенной Вашингтоном. Крах американской политики в отношении Острова свободы признают ныне даже в окружении Колина Пауэлла, бывшего госсекретаря США и ярого оппонента правительства Ф.Кастро.

По мнению кубинских дипломатов, было бы неверно воспринимать отказ Ф. Кастро быть избранным на высокий государственный пост как его желание уйти в отставку: для всех Команданте продолжает оставаться национальным лидером Кубы. «Фидель есть Фидель. Мы все это прекрасно знаем», - сказал Рауль Кастро в своём выступлении на заседании Национальной Ассамблеи народной власти Кубы 24 февраля. Официально избранный новым Председателем Государственного совета Кубы, он просил парламент поддержать его в намерении обязательно консультироваться с Ф.Кастро по всем вопросам, имеющим чрезвычайное значение для нации. Напомню, что Ф.Кастро, являясь депутатом кубинского парламента, продолжает занимать пост и Первого секретаря ЦК Компартии Кубы, последний V съезд которой проводился в 1997 г.

Не время сейчас вдаваться в эту непростую тематику, не имеющую ничего общего с советским представлением о партийном строительстве и по-кубински чуждую догматизма. Но не стоит забывать, что именно Ф.Кастро инициировал преобразования в партийно-политической сфере в начале 90-х годов. Он задал тон развернувшейся тогда на Кубе широкой, свободной и пристрастной дискуссии, собравшей свыше миллиона большей частью критических предложений, и стал во главе кубинских реформаторов, предпринявших отнюдь не самые робкие шаги по перестройке партийной, хозяйственной и государственной жизни Кубы в так называемый «особый период».

В 1990-х остров экономил на всём и особенно на чиновниках. Центральный управленческий аппарат по предложению Ф. Кастро срочно сократили. В результате число министерств и ведомств уменьшилось с 50 до 31. Количество служащих госаппарата было сведено к минимуму, в 2 раза сократился и аппарат ЦК Компартии Кубы. Были упразднены многие общественные организации. В 1992 г. кубинцы проголосовали за новую Конституцию, согласно которой ни партия, ни массовые организации уже не могли осуществлять государственных функций. Основной закон государства был изменён на две трети. В том числе, он разделял законодательную и исполнительную власть на местах, признавал право частной и смешанной собственности, оставив в неприкосновенности только государственную собственность на естественные монополии.

С именем молодой команды экономистов-управленцев связывают в последние 15 лет стремительное вхождение Кубы в мировое рыночное пространство. В начале 90-х годов в условиях двойной блокады этот рыночный рывок уберег Кубу от неминуемого, как казалось тогда, экономического коллапса. Пакет экономических законов 1992 — 1996 годов обеспечил децентрализацию экономики на всех уровнях и перенес ответственность за ее развитие на хозяйственные центры. В стране появились сельскохозяйственные и промышленные парки, зоны свободной торговли, частные и государственные рынки. Начала бурно развиваться индивидуальная трудовая деятельность. Изменилась структура форм собственности в сельском хозяйстве: за государством здесь осталось всего 33 процента земель. Было создано 403 международные ассоциации. Привлечение иностранных инвестиций на остров (свыше 60 стран уже вложили в Кубу около 10 миллиардов долларов), создание в странах мира, прежде всего в Европе, знаменитых СП «Гавиота» — это уже имеющиеся несомненные коммерческие успехи.

С ТЭКом на Кубе тоже разобрались. В итоге собственной нефти в стране стали добывать примерно 4,6 млн. тонн в год: почти в пять раз больше, чем в «советские» годы. Сегодня этот вопрос стоит уже совсем по-другому. И не только благодаря венесуэльской нефти, поступающей на остров. По прогнозам американских экспертов, крупнейшее месторождение лёгкой нефти в кубинском сегменте Мексиканского залива и недавно открытые месторождения чёрного золота в пригородах Гаваны со временем могли бы вывести Кубу на позиции страны-экспортёра. Но это пока мечты. Интенсивное внедрение новейших технологий почти на 100% обеспечивает выработку электроэнергии за счет местных сырьевых источников, в частности, попутного газа. В итоге сегодня полностью электрифицирована вся страна. И компьютерные классы работают даже в отдалённых сельских школах.

Бюджетных денег на социальную сферу государство не экономило, расходы по социальным статьям составляют 13% от ВВП. Средняя продолжительность жизни кубинцев приближается к 80 годам, младенческая смертность ниже, чем в США и Канаде. На каждого врача приходится всего 167 жителей - это лучший показатель в мире. Об этой стороне кубинской жизни рассказывать можно долго, как и об образовании, и об уникальных достижениях кубинских биотехнологий. Но речь сейчас о другом.

Перемены, начатые в 1990-х годах, вывели Кубу на принципиально новый уровень международных отношений. Она смогла адаптироваться к условиям рынка и войти в новое мировое геополитическое пространство, став активным игроком на его поле.

В течение этого года на Кубе будут перемены. О них говорил Рауль Кастро в своём парламентском выступлении. «Особый период» на острове завершён. Решены экономические проблемы, к которым в начале 90-х даже не представляли, как подойти. Кубинцы, наконец, смогли вздохнуть свободнее. Впереди - развитие социалистической Кубы на её новом этапе. Это по-прежнему не будет ни китайским, ни вьетнамским вариантом. Это собственный выбор народа Кубы, и не стоит ему мешать. Ожидается серьёзная реструктуризация органов центральной власти, министерств, ведомств, сокращение номенклатуры. Планируется устранение необоснованных запретов, мешающих повседневной жизни кубинцев. В центре внимания будут оставаться человек и его потребности. Ответы на современные проблемы кубинского общества, где средний уровень образования приближается к 12 классам и есть почти миллион выпускников ВУЗов, как говорит Фидель Кастро, «требуют больше вариантов решений каждой конкретной проблемы, чем на шахматной доске».

Валентина Чигирь.

(Еженедельная газета «СЛОВО», №9 (581), 7-13 марта 2008 г., стр. 14)
Поделиться
Ссылка скопирована!