Печальное известие из Аргентины: скончалась Фанни Эдельман
2 Ноября 2011г.
После окончания школы Фанни работала на ткацкой фабрике, училась в консерватории, преподавала музыку. В 1934 году, придя к убеждению, что необходимо покончить с эксплуатацией человека человеком и социальной несправедливостью, вступила в Компартию. Ей была поручена работа по линии МОПРа - Международной организации помощи борцам революции. В Аргентине оказывать материальную поддержку осуждённым революционерам было небезопасно: в стране правила реакция. Но Фанни выполняла свою работу вопреки угрозам, преследованиям и репрессиям.
Нельзя не упомянуть о том, что именно тогда она познакомилась с молодым активистом МОПРа Иосифом Григулевичем, прибывшим в Аргентину по каналам Коминтерна. Корреспонденты Tiwy.com несколько раз встречались с Фанни в ходе поисков материалов о прославленном советском разведчике, и она с нескрываемой ностальгией вспоминала о тех далёких годах и совместной работе с «Мигелем» - «энергичным эмиссаром из Москвы, за которым гонялась вся полиция Аргентины».
С конца 1936 года Фанни занималась проведением акций по сбору финансовых средств и продовольствия для Испанской республики. Мятеж генерала Франко набирал силу, и в сентябре 1937 года Фанни, следуя зову сердца, с группой товарищей отправилась в Испанию, чтобы вступить в Интернациональную бригаду. Из мемуаров Эдельман можно понять, насколько болезненно она восприняла поражение республиканцев в «этом первом серьёзном сражении с фашизмом». Но все пережитое в Испании только укрепило стремление Фанни бороться за мир, против империализма, за социальный прогресс.
В годы Второй мировой войны она занималась сбором средств для Красной армии. Можно долго перечислять те кампании международной солидарности во второй половине ХХ века, в которых Эдельман принимала участие. Она всегда с гордостью вспоминала, что защищала Кубинскую революцию словом и делом в самые трудные годы военной диктатуры в Аргентине. Не сломили её и клеветнические кампании проамериканских СМИ. Фанни никогда не стремилась к премиям и регалиям, но искренне гордилась только одной наградой в своей жизни - Орденом Хосе Марти, которым наградил её Остров свободы.