Поражение проамериканского режима
18 Марта 2008г.
27 февраля 2008 года в Латинской Америке произошло примечательное событие. Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК) при активном посредничестве президента Венесуэлы Уго Чавеса во второй раз в этом году освободили группу из 4 гражданских заложников, которые вскоре были доставлены в Каракас. Со стороны партизан ключевой фигурой в освобождении заложников был команданте Рауль Рейес, второй человек в РВСК.
Спланированное убийство
Процесс, как говорится, пошел, и международная общественность надеялась, что вскоре будут освобождены и другие заложники, после чего, возможно, возникнут более благоприятные условия для мирных переговоров между партизанами и правительством.
Эти ожидания, однако, не оправдались. В ночь с 29 февраля на 1 марта после перехвата переговоров по спутниковому телефону Рейеса и по информации доносчиков ВВС Колумбии нанесли бомбовый удар по партизанскому лагерю на территории Эквадора. После этого вторгшиеся на эквадорскую территорию колумбийские войска добили раненых партизан и забрали с собой трупы двоих из них – Рауля Рейеса и известного музыканта Хулиана Конрадо. Среди погибших – жена Рауля Рейеса и дочь легендарного командира РВСК Мануэля Маруланды «Тирофихо» - Ольга Марин.
Как заявил по горячим следам бойни президент Эквадора Рафаэль Корреа, накануне операции группа американских военных привезла в Колумбию новейшее оборудование, которое определяет местонахождение человека по излучению мобильного телефона или тепловому излучению. Оно и было использовано при ликвидации базы Рейеса.
Стало понятно, что есть силы, которым выгоден срыв мирного процесса и продолжение братоубийственной гражданской войны, которая длится в Колумбии десятилетиями. Какие это силы?
В последние годы в Латинской Америке четко обозначился сдвиг «влево», а Венесуэла, Боливия и Эквадор заявили о начале строительства «социализма XXI века». В этих условиях для Соединенных Штатов каждый марионеточный режим, а именно таковым являются колумбийские власти, что называется, «на вес золота». Поскольку режиму легче держаться на плаву, все время запугивая массы жупелом партизанского «террора» и прикрываясь флагом мнимой борьбы с наркоторговлей, которой якобы занимаются партизаны, выбор был сделан в пользу не мира, а продолжения противостояния.
Курс на усиление гражданской войны
Надо сказать, что попытки политического выхода из ситуации ранее предпринимались. В 1986 году было достигнуто соглашение о прекращении военных действий и переформатировании РВСК в политическую силу. В результате в Колумбии появился Патриотический Союз (ПС) при участии бывших бойцов РВСК, Компартии и ряда левых общественных организаций. Новая политическая сила на парламентских выборах 1986 года вышла на третье место и получила 20 мест в нижней палате парламента, которая избирается в составе 162 депутатов.
Однако мирная адаптация РВСК не устраивала как местных наркобаронов, так и проамериканский режим, который рассчитывал на монополизацию власти в стране. Начались провокации и убийства. Были убиты кандидат в президенты от ПС Бернардо Харамильо, левые сенаторы Мануэль Сепеда Варгас и Педро Ноэль Хименес. Погибли тысячи активистов Компартии и профсоюзов. В итоге у РВСК не осталось иного выбора, как вернуться в подполье и продолжить вооруженную борьбу.
Переговоры с правящим режимом были окончательно похоронены с приходом к власти Альваро Урибе. Этот персонаж колумбийской истории, который, как говорят и пишут в Латинской Америке, тесно связан с наркоторговцами и правыми боевиками, взял курс на усиление гражданской войны и зависимости Колумбии от США. Беспочвенно обвиняя Уго Чавеса в получении 300 млн. долларов от РВСК, Урибе охотно принял американскую помощь в 6 млрд. долларов для борьбы с партизанским движением (по другим «данным с компьютеров Рейеса» - это Чавес «финансировал террористов»; такая же противоречивая информация распространяется в отношении Рафаэля Корреа).
С помощью США Колумбия с особым размахом провела операцию «Феникс» против базы РВСК на территории Эквадора. В ней было задействовано более 3 тыс. вышколенных американскими инструкторами военнослужащих из Сил быстрого реагирования (СБР), которые для обеспечения эффекта внезапности были переброшены на территорию Эквадора, в основном, по воздуху.
В ходе этого рейда на территорию суверенного государства погиб не только Рауль Рейес, второй человек в РВСК, и еще 14 партизан. Среди погибших и пропавших без вести в результате этой операции оказалась группа студентов из Мексики. Точнее было бы сказать – аспирантов и преподавателей-социологов Национального автономного университета Мехико, изучающих боливарианское движение и приехавших в Эквадор на Второй Боливарианский конгресс, проходивший в Кито 25-27 февраля 2008 года. Мексиканцы прибыли в лагерь 29 февраля, и в первую же ночь подверглись бомбежке и нападению колумбийского десанта. Возмущенной мировой общественности вице-президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос заявил, что нечего делать из погибших студентов «ангелов»: «они знали, куда шли и у кого остановились на ночлег».
«Не может быть мира там, где правит бал угнетение»
Гражданская война в Колумбии длится уже 44 года. Правительственные расходы на эту войну составляют ежегодно 6,5% ВВП страны. Это равно совокупным расходам на здравоохранение и образование. Для сравнения можно напомнить, что США, ведущие две войны одновременно – в Ираке и Афганистане – тратят на военные расходы 4,04% ВВП.
Возникает вопрос: сколько еще времени Колумбия может тратиться на войну, чтобы в обществе не возникли мощные антиправительственные настроения? Стоит также добавить, что правительственная армия насчитывает 160 тыс. человек, тогда как общее количество партизанской армии не превышает 20 тыс. человек. Следовательно, на каждого партизана приходится 8 солдат правительственных войск.
Специалисты из университета Хорхе Тадео Лосано в Боготе подсчитали, что убийство одного партизана обходится казне в 342 тыс. долларов. Причем, если, по тем или иным причинам, выбывают из строя 100 партизан, на их месте появляются как минимум 84 новых бойца. Такая статистика лишний раз говорит о том, что продолжение войны является бесперспективным занятием.
К расчетам ученых можно прибавить одно: нередко случается так, что каратели убивают не партизан, а обыкновенных крестьян – ведь, как писала газета чилийских коммунистов «Siglo», за каждого убитого партизана им доплачивают к жалованью. Поэтому на деле количество партизан не уменьшается, а прибавляется. В ряды РВСК становятся родственники убитых ни за что, ни про что крестьян, чтобы мстить.
Проамериканские власти Колумбии, в первую очередь, в лице президента Альваро Урибе Велеса говорят о том, что они ведут борьбу за демократию. Но, как заявил в сентябре 2007 года командующий РВСК Иван Маркес, «не может быть демократии там, где господствует нищета, не может быть мира там, где правит бал угнетение».
Вполне очевидно, что мир в Колумбии может быть достигнут не на основе сохранения статус-кво в социально-экономической жизни общества, но только при условии принятия курса на движения общества в сторону большей социальной справедливости.
Латинская Америка против режима Урибе
Столь же очевидно, что в истории с убийством Рейеса проамериканский режим Урибе крупно проиграл на международной арене. Все страны Латинской Америки осудили вторжение колумбийских коммандос на территорию суверенного Эквадора. Кроме того, стало понятно, что таким путем колумбийская камарилья постаралась сорвать начатый Уго Чавесом процесс по освобождению РВСК находящихся у них заложников. В том числе и Ингрид Бетанкур, бывшую в 2002 году кандидатом в президенты Колумбии.
Сейчас вокруг нее много шума. Личность, конечно, неординарная, очень яркая. Ингрид Бетанкур известна своими шокирующими предвыборными акциями. Пытаясь быть избранной в сенат в 1998 году, она раздавала на улице презервативы. Благодаря этому она имела такой успех, что получила на выборах среди независимых кандидатов наибольшее число голосов. Затем Бетанкур повторила прошлый опыт, раздавая на улицах Боготы виагру. «Я делаю это, чтобы поднять Колумбию, – заявила она, – и чтобы жители страны не остались неудовлетворенными». Эта акция вызвала гигантскую пробку на улицах, так как посмотреть на раздачу 30 ящиков известного препарата для мужчин собралось множество любопытных. Бетанкур – в разводе. Имеет двоих детей. Но, так или иначе, Уго Чавес хотел освободить всех.
После убийства Рейеса переговоры об освобождении заложников оказались сорваны. Поэтому действия колумбийских властей осуждают не только в латиноамериканских странах, но и в ряде европейских столиц. Например, министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер заявил, что сожалеет о смерти Рейеса, поскольку именно через него шли переговоры о заложниках, и существовала надежда на их скорое освобождение.
В свою очередь, Эквадор, а вслед за ним Венесуэла разорвали с Колумбией дипломатические отношения. Президент Венесуэлы Уго Чавес поставил вопрос о национализации представительств колумбийских компаний, и на всякий случай двинул к границе Колумбии бронетанковые части. Действия Венесуэлы поддержала Никарагуа.
В это время президент Эквадора Рафаэль Корреа посетил Перу, Бразилию, Венесуэлу, где встретился с руководителями этих государств. Все латиноамериканские страны признали факт агрессии Колумбии в отношении Эквадора, и тем самым остановили «руку США в регионе» - Урибе.
Оказавшись в международной изоляции, режим Урибе заметался и бросился за советом к Вашингтону. Белый Дом, занятый Ираком, Афганистаном, предвыборной гонкой и финансовым кризисом, решил на этот раз не рисковать и посоветовал Урибе договариваться.
После этого колумбийская марионетка пошла на попятную. Урибе откликнулся на предложение президента Рафаэля Корреа и явился на встречу лидеров южноамериканских государств «Группы Рио». Президенты Венесуэлы, Эквадора и Колумбии после очень жесткой и откровенной дискуссии подписали декларацию об окончании дипломатического кризиса.
В документе, подписанном 20 странами региона, отмечается, что колумбийский президент Альваро Урибе принес извинения за нарушение границы Эквадора в ходе спецоперации против повстанцев из РВСК. Альваро Урибе, Рафаэль Корреа и Уго Чавес пожали друг другу руки, ознаменовав завершение наиболее сложного за последние годы дипломатического кризиса в регионе.
Однако с завершением очередного кризиса в Колумбию не пришел мир, на что надеется народ этой страны. И, как теперь стало очевидно, мир не придет до тех пор, пока колумбийские власти будут плясать под дудку Вашингтона. Везде, где появляются Соединенные Штаты со своей «цивилизационной миссией», будь то Ирак, Сербия, Колумбия или любая другая страна, - всегда ожидай войны, убийств и человеческого горя. Об этом стоит помнить и гражданам Украины, чьи власти рвутся под «зонтик» НАТО и США.
Виталий ДЗЮБА