Путин в Венесуэле
7 Апреля 2010г.
Ультраконсервативные элементы в истеблишменте США встречают в штыки твёрдый курс Чавеса на диверсификацию торгово-экономических, энергетических, военных, научно-технических и прочих связей с государствами, которые играют ведущую роль в консолидации многополярного мира. Восстановление имперского контроля над Венесуэлой с её уникальными месторождениями нефти, бокситов, урана, золота, алмазов приведёт к полному вытеснению из этой страны всех конкурентов США. Для администрации Обамы это, в первую очередь, Россия, Китай, Иран и Бразилия.
В одном из комментариев РИА Новости проскользнул тезис о том, что «даже античавесовская оппозиция в Венесуэле (если не считать, конечно, праворадикальную) на контракты с Москвой смотрит вполне положительно. И считает, что инвестиции российских нефтяных, газовых, алюминиевых, автопроизводящих и других компаний можно только приветствовать». Этот пассаж, видимо, надо понимать таким образом: России не следует слишком беспокоиться по поводу судьбы Чавеса. Мол, если Вашингтону все-таки удастся «убрать» его и к руководству страной придут другие люди, то российские капиталовложения в Венесуэлу не пропадут, оппозиция не будет ссориться с Москвой, хотя, скорее всего, двухстороннее военное сотрудничество будет прекращено, поскольку традиционным партнёром и наставником вооружённых сил Венесуэлы до «эпохи Чавеса» был Пентагон.
Идеализация венесуэльской оппозиции – характерная ошибка российских либеральных журналистов, приписывающих ей здравомыслие и прагматизм. Праворадикальные оппоненты Чавеса, т.е. экстремисты и «умеренные» (из тактических соображений) оппозиционеры накопили за годы правления «диктатора» столь огромный заряд ненависти к нему и к «режиму», что все прогнозы в отношении мягкого варианта «реконверсии» той политической системы, которую выстроил Чавес, окажутся несостоятельными. На страну обрушатся кровавые репрессии, целью которых будет полная «зачистка» политической арены от чавистов и нейтрализация «быдла» (chusma) – тех беднейших слоёв населения, на которые, прежде всего, опираются Чавес и его сторонники в реформировании страны на социалистических началах. «Chusma” вновь будет загнана в трущобы на горных склонах, где, по высказываниям ведущих оппозиционеров, ей и место.
Не надо строить иллюзий по поводу позиции Вашингтона в гипотетический период «после Чавеса». Списки «террористов и наркотрафикантов из боливарианских структур» спецслужбы США постоянно пополняют, опираясь на ставший привычным после «псевдо-террористической» атаки на башни Торгового центра в Нью-Йорке лозунг - «Кто не с нами, тот против нас». Любое критическое высказывание «аборигена» в адрес США воспринимается как антиамериканское, свидетельствующее о «склонности к терроризму». Подобного рода списки, предоставленные спецслужбами США, используются сейчас репрессивными органами в Гондурасе для отстрела сторонников свергнутого президента Селайи, участников «сопротивления» – политических активистов, профсоюзных работников, организаторов движения за аграрную реформу, выражавших солидарность с боливарианской революцией. Только в марте с.г. «ликвидаторы» расстреляли в Гондурасе пятерых журналистов, включённых в «чёрные» списки ЦРУ. Куда большие кровавые разборки грозят Венесуэле, если администрация Обамы добьётся «возвращения страны к подлинной демократии». Вразумление непокорных с помощью показательного (устрашающего) кровопускания США начали практиковать еще в Югославии. Ныне бомбёжки, превентивные ликвидации, бесчеловечные пытки стали для Империи рутиной.
В ходе пресс-конференции в президентском дворце Мирафлорес В. Путин выразил свою позицию в отношении обвинений в адрес Чавеса по поводу его «связей» с террористическими организациями: «У нас есть очень хороший банк данных на тех лиц, которые способствуют террору, и мы никогда не получали информацию о том, что Венесуэла поддерживает терроризм. Если бы это было так, я бы никогда не приехал сюда, несмотря на все хорошие возможности в (сфере) экономической кооперации». В.Путин отверг измышления североамериканской пропаганды о том, что Венесуэла «поощряет и прикрывает террористов». Для Чавеса это очень важная, принципиальная поддержка, поскольку западные СМИ замалчивают позицию венесуэльского лидера в отношении террора и террористов. Чавес после провала своей попытки вооруженного захвата власти в феврале 1992 года пересмотрел свои взгляды и не раз заявлял, что категорически не приемлет насилие как средство борьбы за власть. По этой причине он сохраняет нейтралитет в отношении внутренней войны в Колумбии, дистанцируясь от лево-марксистских партизанских группировок FARC и ELN, лидеры которых не скрывают своих симпатий к преобразованиям в Венесуэле.
Не менее важной темой встречи в Каракасе была продажа российских вооружений. Накануне представитель госдепартамента США Марк Тонер в очередной раз выразил «обеспокоенность» по этому поводу, хотя и признал право правительства Венесуэлы «на самостоятельное принятие решений». Со своей стороны В. Путин призвал все заинтересованные стороны не проявлять озабоченности по поводу оборонительных усилий тех государств, которые не относятся к крупным ни по территории, ни по количеству населения, ни экономически: «Я напомню, что если сложить годовые военные расходы всех стран мира, они все равно будут меньше, чем расходы США, поэтому вопрос о том, что укрепление обороноспособности небольших государств может кому-то угрожать, мне кажется некорректным». Российский премьер не без иронии «поблагодарил» США за то, что они своим отказом поставлять вооружения в Венесуэлу создали спрос на соответствующую российскую продукцию: «У нас хорошие отношения с США, но если США не хотят поставлять технику в другие страны, ну, пусть и дальше не поставляют - свято место пусто не бывает».
В ходе визита В. Путин объявил, что Россия положительно решила вопрос о предоставлении Венесуэле кредитных ресурсов в 2,2 млрд. долларов. Они будут израсходованы на приобретение оружия российского производства. Венесуэла обязалась вернуть эти деньги в течение семи лет с годовой процентной ставкой чуть более 7 %. В общей сложности Венесуэла намерена закупить в России оружия на 5 млрд. долларов.
Не вызывает сомнений оборонительное предназначение вооружений, которое уже было поставлено в Венесуэлу (самолеты СУ, вертолеты МИ, автоматы Калашникова). Новые поставки, которые будут осуществлены в ближайшее время (92 танка Т-72, системы залпового огня «Смерч», зенитно-ракетные комплексы Тор -М2Э и т.д.), также не носят наступательного характера. «Мы продолжим поддерживать и развивать обороноспособность Венесуэлы», – сказал В.Путин на пресс-конференции, сделав ударение на слове «обороноспособность».
Пропаганда, однако, постоянно твердит об «агрессивных намерениях» Чавеса. Ей вторят российские либералы («Венесуэлу готовят стать нашим вооружённым кулаком в Латинской Америке», - твердят они). Кому не сделается страшно от таких шокирующих заявлений? Те латиноамериканские политологи, которые объективно оценивают обстановку на границах Венесуэлы, считают заботу Чавеса о модернизации вооружений армии, авиации и флота всецело оправданной. Угроза для национальной безопасности существует: США развернули сеть своих военных баз фактически по всему периметру границ Венесуэлы. Самые угрожающие направления – колумбийское и карибское. США используют в Колумбии не менее 10 военных баз, а тайные соглашения с этой страной предусматривают использование в случае «чрезвычайных обстоятельств» всей инфраструктуры национальных вооружённых сил.
Пентагон провёл у берегов Перу масштабные манёвры, к которым были привлечены авианосец «Карл Винсон» и боевые суда различного назначения. Как заявил посол США в Колумбии Браунфильд, в регионе в самое ближайшее время будут созданы еще две американских базы. Он не сказал, где именно, но признанный эксперт по политике США в Латинской Америке Эва Голинджер полагает, что в Перу и Бразилии. Если это так, то для Чавеса появление военной базы США в Бразилии (в окрестностях Рио-де-Жанейро), «для оказания помощи в борьбе с наркотрафиком и терроризмом». - крайне тревожный фактор. Президента Лулу да Силва он всегда называл своим надёжным другом, и вот – такое далеко не союзническое решение. Возможно, именно поэтому Чавес во время своего выступления на совместной с Путиным пресс-конференции не менее 15 раз назвал российского премьера своим «стратегическим союзником», словно подчёркивая, что друзья у него есть и будут, несмотря на все усилия Империи отрезать Венесуэлу от международной поддержки.
По мнению Голинджер, в Вашингтоне восприняли визит главы российского правительства в Венесуэлу с «откровенным недовольством». Специальными и информационно-пропагандистскими службами США разработана и реализуется программа демонизации Чавеса, его компрометации и изоляции как «опасного» деятеля. Но это – напрасные усилия. Чавес сохраняет свой высокий рейтинг в международной табели о рангах и считается одним из наиболее популярных и влиятельных политиков современности. Курс России на углубление отношений с Венесуэлой полностью оправдан. Активно осуществляются совместные российско-венесуэльские программы по освоению нефтяных месторождений. Разрабатывается проект строительства АЭС и развития мирных атомных технологий с помощью российских специалистов. Намечена программа космических исследований.
Своеобразной сенсацией стало соглашение о намерении венесуэльской корпорации Corpivensa и ОАО «АвтоВАЗ» открыть сборочное производство автомобилей «Лада» в Венесуэле. Для начала в страну будет поставлено 2250 автомашин, которые, без всякого сомнения, найдут спрос у венесуэльцев в силу своей дешевизны.
Один из проамерикански ориентированных журналистов, который регулярно публикуется на влиятельном российском новостном портале, мотивируя “ошибочность” российской политики в отношении Венесуэлы (и, соответственно, “бесполезность” визита Путина), сослался на “мудрую позицию Китая”: «Пекин не желает вкладываться в экономику Венесуэлы, считая режим Чавеса бесперспективным».
Опять неправда!
Во второй половине апреля в Венесуэлу с официальным визитом прибудет президент Китая Ху Цзиньтао. Речь пойдет о новых стратегических программах сотрудничества и, конечно, китайских кредитах. Для Чавеса отношения с КНР имеют не меньшее значение, чем с Россией. Достаточно отметить, что за последние пять-шесть лет товарооборот между двумя странами увеличился с 750 млн. долларов до 10 миллиардов и, несмотря на глобальный финансово-экономический кризис, имеет тенденцию роста. Китай шаг за шагом развивает сотрудничество с Венесуэлой, делая упор на нефтяную, горнодобывающую, финансовую и военную сферы. Самый свежий пример сотрудничества по линии ВТС: поставки Венесуэле первой партии учебно-боевых самолетов К-8 Caracorum (из 18 обусловленных соглашением). В свое время Бразилия под давлением США расторгла соглашение с Венесуэлой о поставках легкого истребителя похожего класса Super Tucano. Китайцы охотно пришли на помощь. Все аппараты К-8 Caracorum поступят в распоряжение венесуэльских ВВС до конца текущего года. В космосе летает венесуэльский спутник, созданный и запущенный при содействии Китая. Китайские компании строят в Венесуэле железные дороги, производят велосипеды и мобильные телефоны.
Почему либералов так сильно беспокоит укрепление российских позиций среди искренних друзей Москвы в Латинской Америке? Если не Чавес, Ортега, Моралес или Корреа, то кто? Кто-нибудь из нынешних праворадикальных президентов, подотчётных Вашингтону? На исходе своего бесславного правления в Москву засобирался колумбийский президент Альваро Урибе, наркотрафикант № 82 по списку Госдепартамента, человек, тесно связанный с ЦРУ и во многом ответственный за геноцид своего же народа. Более 4 миллионов колумбийцев, спасая собственные жизни, бежали из страны в годы правления Урибе.
С какой миссией едет он в Россию? Полагаю, сообщить страшную новость о том, что Чавес - «террорист и пособник наркокартелей». И документацию представит из компьютера, якобы принадлежавшего партизанскому лидеру Рейесу, который погиб в Эквадоре в ходе спецоперации американских и колумбийских коммандос. Интересно, как будут освещать этот визит российские ненавистники Чавеса?