Notcoin — будущий дроп от TON/Telegram

В США надеются, что российская эскадра не доплывет...

Нил Никандров http://www.fondsk.ru
14 Сентября 2008г.
Нет сомнения, что предстоящий вояж российской эскадры в Карибское море и ее планируемые совместные маневры с ВМФ Венесуэлы станут поистине «хитовым» событием конца нынешнего года. Россия, наконец-то, решила размять военно-морские мускулы, и продемонстрировать гордый андреевский флаг не в какой-нибудь малозначащей «энской» точке мирового океана, а в «подбрюшье» Соединенных Штатов. В качестве регионального партнера для «дуэта» Москва предпочла не Кубу или Никарагуа, а Боливарианскую республику Венесуэлу, показывая этим, что в перспективе возможны куда более масштабные варианты военно-морского сотрудничества со странами, расположенными к югу от Рио-Гранде.

Еще три-четыре года назад такой «бросок» в Западное полушарие казался геостратегически и геополитически ненужным и непродуктивным: стоит ли дразнить Вашингтон? Какой-никакой, но все-таки партнер. Но потом случилось многое: проработка и подписание соглашений по формированию системы ПРО на «передовых рубежах» Европы с Россией, создание «предпосылок» по ускорению вступления в НАТО государств на постсоветском пространстве, расшатыванию достаточно хрупкой стабильности на Кавказе. И еще Дж. Буш и его команда осуществляли недобросовестные комбинации с «империалистическим» подтекстом, добиваясь установления контроля над нефтегазовыми потоками в кавказско-каспийском регионе. Североамериканский партнер явно проверял и проверяет российского медведя на прочность его шкуры, готовность к дальнейшим односторонним уступкам в обмен за мираж включения в глобализированный мир по-американски.

Конечно, совместные российско-венесуэльские морские учения никоим образом не направлены против интересов США в Карибском бассейне. Об этом заявили и Москва, и Каракас, причем венесуэльский президент Уго Чавес указал на обычный для региона формат планируемых маневров. Он сослался, в частности, на учения, которые под названием «Южный крест» пройдут 12 – 14 ноября в Атлантике с участием кораблей Бразилии, Франции и Голландии, примерно в те же сроки, что и российско-венесуэльские. Так что, аквамариновую карибскую волну разрежут стальными форштевнями четыре корабля ВМФ России, флагман которых, - тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», - способен успешно решать сложные задачи современного морского боя, в том числе по «нейтрализации» полноценного авианосного соединения. Другой «солист» российской эскадры, - противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», - обладает мощным потенциалом борьбы с новейшими атомными субмаринами. Впрочем, в ходе предстоящих маневров с венесуэльскими моряками, братьями по оружию, задачи будут решаться куда более скромные: совместное маневрирование, отработка связи, поиск и спасание на море.

Если «совместить» предстоящие учения флотов России и Венесуэлы с недавним прилетом на венесуэльскую авиабазу «Либертадор» двух «медведей», - так называют на Западе стратегические бомбардировщики ТУ-160, - то можно с уверенностью сказать, что «наш ответ гринго» начала XXI века на карибском направлении выглядит взвешенным, но впечатляющим. Вполне допустимо, что в дни военно-морских учений российские атомные подводные лодки в Тихом океане совершат внеочередные рейды в районы постоянного дежурства, а «медведи» вновь отметятся в небесах над Карибским морем. Все для того, чтобы еще раз прозрачно «намекнуть» на то, что ВС России не утратили возможность эффективно «присутствовать» в любой точке земного шара. Судя по сообщениям масс-медиа, официальные лица в США внешне спокойно отреагировали как на дружественный визит ТУ-160 в Венесуэлу, так и на сообщение о предстоящих морских учениях. Кто-то из Госдепартамента даже ядовито пошутил по поводу того, что корабли вполне могут не завершить столь дальнего похода из-за своей ветхости и запущенности. Именно в этом характерном для эпохи «холодной войны» высказывании прочитывается вся степень раздраженности Вашингтона российской вылазкой в карибский регион. Только ли учения тому причина?

Поступательное налаживание отношений между Россией и Венесуэлой по линии ВТС, которое стартовало в мае 2001 года после первого визита Уго Чавеса в Москву и его доверительных бесед с президентом В. Путиным, весьма болезненный вопрос для администрации Дж. Буша, Пентагона и Южной группы командования ВС США. На некогда привычном венесуэльском поле с безотказно зависимой командой появился новый «капитан» с явно неприемлемыми идеями о реформировании армии в духе «боливарианских идей», о выработке новой национальной доктрины обороны и безопасности, о необходимости диверсификации военно-технических связей в интересах укрепления суверенитета страны. Чавес не только говорил, но и действовал в этом направлении, за что поплатился переворотом 11 – 13 апреля 2002 года, в подготовке которого военная разведка США принимала более активное участие, чем ЦРУ. Переворот провалился из-за массовых народных протестов, но Чавес сделал надлежащие выводы: практически все заговорщики из числа военнослужащих прошли в свое время подготовку в учебных заведениях США. Венесуэльский лидер начал постепенно сворачивать военные связи с Соединенными Штатами, которые из привилегированных превратились в подчеркнуто формальные. В американском посольстве в Каракасе и сейчас функционирует военный атташат, но прямых контактов с венесуэльскими военными у его сотрудников практически нет. Ликвидировано и «представительство» американцев в Министерстве обороны. Время от времени из страны высылаются американские военные атташе: обвинения к ним предъявляются традиционные - шпионаж, вербовка венесуэльских военнослужащих. В ответ - встречные репрессии Пентагона: сведение до нуля финансовой помощи на военные цели, отказ в запчастях для вооружений, закупленных в США. Последняя мера болезненно отозвалась на ВВС Венесуэлы, боеспособность которых основывалась на самолетах F16 американского производства. Они были поставлены в страну еще во времена существования Советского Союза в рамках «совместных планов» по обеспечению безопасности нефтяных месторождений и энергетической инфраструктуры страны.

Соединенные Штаты надавили на западных поставщиков вооружений, и они под разными предлогами отказались от выполнения контрактов с Венесуэлой. Нажать на Россию и ее руководство не получилось. С помощью российских производителей Венесуэла успешно модернизирует свои вооруженные силы. Так, в национальные ВВС поступили 24 самолета Сухой-30 с новейшим электронным оборудованием и внушительной огневой мощью. Активно используются в сложных географических условиях страны боевые и транспортные вертолеты МИ. Подтвердили свою надежность и практичность автоматы Калашникова 103-ей модели. Переговоры по вооруженческой тематике продолжаются. В частности, согласованы с Венесуэлой условия покупки трех дизельных электрических подводных лодок класса "Варшавянка", активно обсуждается возможность продажи Венесуэле систем ПВО и противотанкового оружия.

Противники Чавеса и здесь прибегают к излюбленным стереотипам «холодной войны», обвиняя Венесуэлу в развязывании гонки вооружений на континенте, хотя несомненными региональными лидерами в расходах на оружие являются Колумбия, Чили, Перу и Бразилия. Надо ли говорить, что любимый «проект» Вашингтона в регионе - это колумбийская армия, обладающая многолетним опытом борьбы с партизанскими лево-марксистскими фронтами. Правящая олигархическая верхушка Колумбии культивирует враждебность к «режиму» Чавеса, и, по оценкам военных экспертов Венесуэлы, при определенных обстоятельствах может быть использована американскими ястребами для развязывания войны с Венесуэлой.

Лейтмотив постоянных выпадов Чавеса в адрес Соединенных Штатов такой: «Они хотят любой ценой завладеть нашими нефтяными месторождениями». Поэтому более чем понятно стремление Чавеса укреплять оборонительный потенциал страны. В этом кроме России ему помогают также Китай, Белоруссия, Иран. Ничего удивительного, если в 2009 году в Карибском море будут проведены совместные учения китайского и венесуэльского флотов. По прогнозам, уже в ближайшие годы Китай будет получать венесуэльскую нефть в объеме свыше 1 млн. баррелей в день, поэтому тема учений напрашивается сама собой: защита танкерного флота от возможных террористических акций.

И последнее: предстоящий визит «Петра Великого» станет знаковым еще и потому, что может совпасть по времени с другим российским визитом. Но распространяться на эту тему не стоит. Сюрпризы хороши, когда они неожиданны…
Поделиться
Ссылка скопирована!